судебная практика
Вчера Арбитражный суд Москвы признал недействительным договор госкомпании "Роснефть" и ее добывающего ОАО "Роснефть-Краснодарнефтегаз" (КНГ) на все поставки нефти материнской компании в 2001 году. Иск в арбитраж был подан пятью офшорными компаниями, которые владеют в сумме 45% акций КНГ и принадлежат ИК "Совлинк". В "Совлинке" утверждают, что это судебное дело против "Роснефти" далеко не последнее.
Суд признал недействительным договор N 1663 от 26 декабря 2000 года на поставку "Роснефти" 1, 2 млн т нефти, которую КНГ добудет в 2001 году. Договор носил рамочный характер - он определял параметры, которые стороны планировали использовать в дальнейших соглашениях на поставку конкретных партий нефти. В 2001 году таких соглашений было 19, по сути, они определяли всю коммерческую деятельность КНГ в прошлом году. Их суд также признал недействительными.
Решению суда предшествовали два события. Представители "Совлинка" (в компании утверждают, что ей принадлежат офшоры, на которых зарегистрировано 45% акций КНГ) 7 июня встретились с вице-президентом "Роснефти" Николаем Борисенко для того, чтобы обсудить возможность дальнейшего сотрудничества. На встрече также обсуждался и вариант его прекращения: если у "Роснефти" нет желания взаимодействовать с "Совлинком", она может выкупить у инвесткомпании ее пакет за $110 млн. Переговоры закончились ничем, а уже 14 июня "Совлинк" предпринял неудачную попытку запретить проведение собрания акционеров КНГ и захватить офис компании.
По словам Константина Селиванова, директора департамента прямых инвестиций "Совлинка", КНГ в 2001 году продала "Роснефти" около 1 млн т нефти по трансфертным ценам. Господин Селиванов утверждает, что 25 декабря 2000 года, за день до заключения договора с "Роснефтью", совет директоров КНГ запретил его подписывать, однако гендиректор КНГ Иван Паненко нарушил это предписание. А уже в апреле этого года два члена ревизионной комиссии КНГ не поставили свои подписи под протоколом комиссии - по их мнению, сделка с "Роснефтью" привела к тому, что КНГ недополучила за год $32 млн.
Эти факты, по мнению господина Селиванова, позволяют "Совлинку" продолжить наступление на "Роснефть". В один из райсудов Краснодара подан иск против господина Паненко, с которого "Совлинк" намерен получить $8 млн ущерба и вернуть их в КНГ. Аналогичные иски будут поданы против работников "Роснефти", которые в 2001 году входили в совет директоров КНГ, - Виктора Каткова, Николая Каплуна, Андрея Шевченко, Юрия Думанского и Дмитрия Шульмана. В сумме у них и Ивана Паненко "Совлинк" намерен истребовать $32 млн. Еще одно дело о нанесении "Роснефтью" ущерба КНГ рассматривается в Арбитражном суде Москвы.
По словам пресс-секретаря "Роснефти" Александра Степаненко, вчерашнее решение суда никаких фактических последствий не несет. Более того, "Роснефть" его обязательно обжалует до вступления в законную силу.
Однако, если юристы "Совлинка" докажут свою правоту и в апелляционной инстанции, "Роснефти" придется вновь сесть за стол переговоров с инвесткомпанией. В мае "Роснефти" пришлось выкупить у структур НК "Сибнефть" их долю в другом своем добывающем предприятии - ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз". По данным "Ъ", если "Совлинк" сможет продать "Роснефти" свои акции КНГ на тех же условиях, он получит $115 млн.