Мистер Ален Соме, более 30 лет проработавший на российском рынке, президент крупного холдинга "ПТ", представительства которого рассеяны по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Иране, Китае, Сингапуре, Украине, и основными направлениями деятельности которого является разработка и осуществление инвестиционных программ, ориентированных на развитие промышленного производства, а также переработку сырья для строительного и фармацевтического комплексов, ныне разочаровался в российском капитализме. В интервью одной газете он заявил:
- В СССР работать было гораздо легче. Если заключался контракт, то я имел стопроцентную гарантию, что советский партнер не подведет. И выполнит свои обязательства. С приходом рыночной экономики все значительно осложнилось. В России мы имеем дело с так называемым диким капитализмом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Отметив повсюду царящую коррупцию, мистер Соме делает далеко идущие выводы:
- Нельзя строить экономику и финансовую систему страны на спекулятивном капитале. К чему это может привести, хорошо показал черный день 17 августа 1998 года, когда Россия оказалась в тисках глубочайшего финансового кризиса, подорвала к себе доверие на западе. Конечно, кто-то на этом очень крупно заработал, а заплатило за все государство, то есть народ. Как-то, когда я подлетал к Москве, обратил внимание, сколько в Подмосковье построено шикарных дворцов и чуть ли не замков. Причем их владельцы не должны объяснять, откуда у них взялись деньги на их возведение. Но мы-то знаем откуда. Они украдены у тех, кто сегодня работает фактически бесплатно.
Ай да капиталист! Не иначе, как трудов Ленина начитался. Но, пожалуй, не только этим можно объяснить Сомсову "левизну"; кое-какие причины кроются в уголовном деле, которое не так давно закончил старший следователь главного следственного управления при ГУВД Московской области Дмитрий Серсков и где одна из фирм холдинга проходит в качестве потерпевшей стороны. Фирма, подчеркнем, самостоятельная, ЗАО "П-Стройинвест", Ее злоключения начались с момента появления в ней в качестве главного бухгалтера Ореста Чухленко, известного в узком кругу друзей под именем Фигаро, поскольку одно время трудился модным парикмахером. Орест Владимирович был человеком незаурядным. Многотрудные обязанности главбуха в "Стройинвесте" успешно сочетал с должностью генерального директора ЗАО "ЧК Спецстрой". Ох, уж эти закрытые общества, расплодившиеся по всем городам и весям матушки России. Мало кому известно, чем они занимаются, чьи и какие капиталы в них крутятся. Поскольку носят статус закрытого общества. Немало среди них фирм-однодневок, фирм-дочек, созданных с единственной целью - захапать чужое имущество.
Впрочем, не будем утверждать, что генеральный директор "Спецстроя" изначально имел такое намерение. Просто представился случай. И он его не упустил. Правда, непонятно на что надеялся. На то, что мистер Соме, по горло занятый делами своих многочисленных фирм, не заметит, что у него из-под носа уводят 4 люкс-коттеджа с участками, на которых они стоят и в которые он вложил порядка 2 миллионов долларов? Наивно. Но уж таков уровень нашего Фигаро. Хватай-беги, авось, не поймают!
Однако обо всем по порядку. Идея строительства коттеджей в Одинцовском районе с последующей их продажей принадлежала Чухленко и его партнеру Антонову. Райское местечко под боком у Москвы. Можно хорошо заработать. Соме, которому предложили этот инвестиционный проект, согласился его финансировать. Был подписан договор поручения, согласно которому Чухленко поручался подбор земельных участков, оформление разрешительной документации и строительство домов. Антонов занимался материально-техническим обеспечением, Под этот проект было учреждено ЗАО "П-Стройинвест" во главе с Антоновым.
Когда строительство подошло к завершению, Чухленко стал настоятельно рекомендовать Сомсу заменить гендиректора Антонова на Ивакина, что и было сделано, а также передать ему, Чухленко, подлинники правоустанавливающих документов на земельные участки и дома, поскольку у него, мол, есть высокопоставленные покупатели, которые не будут рассматривать документы в копиях. Одним из первых шагов нового гендиректора было назначение Ореста Владимировича Чухленко главным бухгалтером ЗАО "П-Стройинвест".
После этого события приняли лавинообразный характер. О том, что коттеджи, принадлежащие ЗАО "П-Стройинвест", предложены к продаже, мистер Соме узнал из журнала "Мир и дом". Полюбовался на цветные снимки уютных двухэтажных домиков. Действительно люкс: с ванными комнатами, душем, котельными, гаражами, кладовками. Деньги вложены не зря. Только вот почему-то он не помнит, а было ли собрание, разрешающее продажу коттеджей.
Человек, посланный разобраться, принес президенту холдинга пренеприятнейшее известие: дома, принадлежащие ЗАО "П-Стройинвест", перешли в собственность фирмы г-на Чухленко О.В. и уже проданы частным лицам.
В кассу ЗАО "П-Стройинвест" от этой сделки не поступило ни цента. Мистер Соме слышал, что в новой России иногда происходят такие вещи. У русских это называется "кинуть". Как поется в их дурацкой песенке: "Деньги ваши стали наши. Мало ли на свете дураков?"
Мистер Соме таковым себя не считал.С помощью старшего следователя Серскова выяснил до малейших подробностей эту неприглядную историю.
Оказывается, бывший цирюльник, руководивший строительством, давно и тщательно продумал план завладения коттеджами. Один из них он облюбовал для своей семьи. И действительно, строил расчет на сверхзанятости британского капиталиста, ворочающего в России миллионами. Строительство коттеджей для него - мелочь, мимолетный эпизод. Он даже не интересовался , как идут дела.
Первый раз спросил о домах, когда в них заканчивалась отделка. А Чухленко не дремал. Узнал у частного нотариуса, какие документы нужны для отчуждения недвижимости от одного юридического лица другому; о невозможности такой сделки без согласия акционеров.
Следствию не удалось установить, в каком месте, на какой технике он изготовил протокол общего собрания акционеров, доверенность от ЗАО "П-Стройинвест" на имя находящейся у него в подчинении бухгалтера Бэллы Абрамян на право подписания ею договоров купли-продажи, а также акты оценки стоимости продаваемого имущества. На бумагах красовалась подпись нового гендиректора ЗАО Ивакина. Но настоящая ли? Это вопрос. Поскольку допросить Ивакина не удалось, где он находится - неизвестно. А образцов его почерка и личной подписи в "Стройинвесте" почему-то не оказалось.
Еще один визит к нотариусу. И коттеджи оказались в собственности "ЧК-Спецстрой", где полным хозяином был Орест Чухленко.
Дома продавались по смешной цене. Например, Лакшинов В.Н., по его словам, "за двухэтажный дом кирпичного цвета с цоколем, котельной и гаражом" уплатил 330000 рублей; Алтынова Е.Я. и того меньше - 277 тысяч. Все деньги ушли, а их было немногим более одного миллиона рублей, генеральному директору "ЧК-Спецстроя". Странные сделки. В убыток себе. Хотя, правда, Чухленко в эту недвижимость не вложил ни копейки. Но обнаруженные при выемке документы показывают другие цифры. Только участки, предлагаемые к продаже, оценивались по 228 тысяч рублей, а домик - около одного миллиона. Вопрос, как видим, темный. Арбитражный суд г.Москвы сделку между двумя ЗАО "П-Стройинвест" и "ЧК-Спецстрой" о договорах купли-продажи признал недействительной. А сам Фигаро угодил на скамью подсудимых.