Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

БИТВА ЗА ШЕРЕМЕТЬЕВО

Генерал Громов приказывает: налоговые льготы применять!

Мы не раз писали о различных сложностях, связанных с получением налоговых льгот. Предлагаемая статья также посвящена этой теме. Сегодня речь пойдет о льготах, недавно введенных в Московской области для организаций, которые ведут свой бизнес в аэропорту "Шереметьево". К сожалению, многие из них пока не могут пользоваться новыми льготами. Налогоплательщики в очередной раз стали заложниками политических игр между "хозяевами" Москвы и Подмосковья. А федеральные власти не пытаются решить проблему.

Оффшор на взлетной полосе

"Политика есть концентрированное выражение экономики". Оказывается, эта крылатая ленинская фраза справедлива не только для социализма, но и для нынешнего российского строя, метко названного кем-то "капитализмом с нечеловеческим лицом".

Как раньше, так и сейчас организации, будучи формально самостоятельными, на деле во многом зависят от различных неолитических тяжб. Нет смысла вспоминать о переделе собственности на НТВ, ТВ-6 и о других крупных политэкономических скандалах последнего времени - на них среагировала почти вся деловая пресса.

Поговорим о споре, который разгорелся "этажом пониже", а именно о противоборстве столичных и областных властей в вопросе, кому принадлежит аэропорт "Шереметьево". От этой политической баталии страдают экономические интересы многих организаций.

Речь идет о применении налоговых льгот, которые предоставляются в зависимости от местонахождения налогоплательщика. Совсем недавно такие льготы появились в Подмосковье. Они предусмотрены статьей 50 Закона Московской области от 28 июля 1997 г. N 39/97-03 о льготном налогообложении (см. таблицу). Налоговая нагрузка уменьшается для тех, кто ведет свою деятельность на "территории развития Московской области". Именно так именуется территория, занимаемая международным аэропортом "Шереметьево".

Приведенные в таблице льготы введены с января 2002 года. Но в 1 квартале их могли получить лишь организации, зарегистрированные на территории аэропорта. С апреля список льготников расширен. Теперь льготы разрешено применять и тем, у кого в Шереметьево функционирует обособленное подразделение.

Лакомый кусочек

Желающие воспользоваться льготами, предложенными Борисом Громовым, скорее всего столкнутся с "неудовольствием" УМНС России по г. Москве. Казалось бы, причем здесь столичное налоговое управление, ведь аэропорт "Шереметьево" расположен за пределами МКАД? Но у московских налоговиков другое мнение.

В письме УМНС России по г. Москве от 17 декабря 2001 г. N 25-08/57739 сказано, что Шереметьево находится в столице. Следовательно, работающие там налогоплательщики обязаны регистрироваться в городской инспекции N 43. А в Москве нет налоговых льгот для предприятий, работающих в аэропортах. Значит, им следует полностью платить все налоги. Столичных налоговиков поддерживает и Юрий Лужков. Он не раз заявлял, что Шереметьево - московская земля.

С этим утверждением не согласна администрация Подмосковья. Ее позиция четко выражена в ответах на запросы, которые направил наш журнал на имя губернатора Московской области. В частности, в том, что аэропорт находится в Подмосковье, убеждено областное министерство по доходам (письмо от 12 апреля 2002 г. N 2-431). Точно так же считают и в УМНС России по Московской области (письмо от 29 марта 2002 г. N21-08/2433). Кстати, областные налоговики призывают всех, кто работает на территории аэропорта, вставать на налоговый учет в Химках.

В споре о регистрации никто не собирается уступать. Невольно приходит на ум ситуация, описанная А.Н. Чеховым в миниатюре "Предложение". Помещики Ломов и Чубуков так горячо спорили о том, кому принадлежат Воловьи лужки, что рассорились раз и навсегда. В дискуссии между Громовым и Лужковым цена вопроса посерьезнее, ведь речь идет о том, куда будут поступать налоги от крупнейшего аэропорта России: в московский или в областной бюджет.

На "нейтральной полосе" растут не только цветы. Количество фирм, размещенных в Шереметьево, уже сейчас насчитывает три с лишним сотни. У некоторых из них обороты исчисляются десятками миллионов долларов. Разумеется, от налогов, которые уплачивают эти организации, добровольно не откажутся ни московская, ни областная администрации.

В итоге компании, работающие в Шереметьево, находятся между столичными и подмосковными властями, как между молотом и наковальней. Где бы эти предприятия ни зарегистрировались, они не застрахованы от конфликтов с налоговиками. Соблазнившись на новые налоговые льготы и встав на налоговый учет в Химках, фирма попадет в опалу у московских налоговых инспекций. А предприятия со столичным ИНН обречены на спор с подмосковными инспекторами. Так где же все-таки должны регистрироваться налогоплательщики из Шереметьево? Для ответа на этот вопрос нужно поднять целую кипу документов.

Немного географии

В настоящее время аэропорт считается спорной территорией. Об этом сказано в постановлении ФАС Московского округа от 25 июня 2001 г. N К-А40/3055-01. Что означает такая формулировка? Фактически судьи заявили: "Кому принадлежит Шереметьево - непонятно. Мы не можем устанавливать границы между Москвой и областью. Это дело региональных и федеральных властей".

А вот власти как раз и запутались в трех соснах. Несмотря на то что существуют подробнейшие карты, в которых обозначены все границы Москвы, чиновники, видимо не в ладах с географией. Они больше доверяют собственным распоряжениям, которые разработаны по принципу "как выгодно - так и напишем".

Утверждая, что Шереметьево принадлежит столице, Юрий Лужков ссылается на подписанный им самим Закон г. Москвы от 5 июля 1995 г. N 13-47 "О территориальном делении города Москвы". Разумеется, Бориса Громова такой подход не устраивает.

У него есть свой документ - постановление от 2 августа 1999 г. N 275-ПГ "Об установлении границ муниципального образования "Химкинский район"". О том, что написано в этом постановлении, догадаться несложно: аэропорт находится в Подмосковье.

Безусловно, и такой ситуации нужно руководствоваться федеральным законодательством. Это напрямую следует и из статьи 102 Конституции РФ, где сказано, что изменение региональных границ должен утвердить Совет Федерации. Однако Юрию Михайловичу невыгодно ориентироваться на официально установленные границы. Ведь территория Москвы была очерчена в постановлении Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1984 г. N 541, в котором не сказано, что аэропорт относится к столице.

Во властных структурах Москвы говорят, что документом, изданным 17 лет назад, сегодня пользоваться нельзя. Ведь за это время город, расширившись, захватил и ближайшее Подмосковье. Однако такие изменения не закреплены ни одним документом. Кроме того, московские чиновники сами опираются на указы Президиума Верховного Совета РСФСР, принятые в начале 60-х годов. Они утверждают, что уже в то время сегодняшняя спорная территория была подчинена Москве. Поэтому "шереметьевские" предприятия должны платить налоги в столичный бюджет.

Однако такая позиция - очередной пример двуличного поведения городских властей. Поселок городского типа Шереметьево, расположенный неподалеку от аэропорты, действительно административно подчиняется Москве. Но этот населенный пункт является самостоятельной единицей, а не территорией аэропорта. Об этом, кстати, сказано в постановлении арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2001 г. по делу N9-416 сс. Суд разъяснил, что, разбирая, кому принадлежит аэропорт, нельзя учитывать подчиненность прилегающего поселка московской администрации. Определяя, где находится аэропорт, нужно опираться на федеральное законодательство. А в данном случае его нормы, как уже было сказано, невыгодны для столицы.

Аэропорт "Шереметьево" находится в федеральной собственности. Территория, на которой он расположен, признается землями транспорта (ст. 90 Земельного кодекса). А такие земли являются собственностью РФ. Это следует из статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". И тут мы еще раз сталкиваемся с тем, что федеральные власти не решают эту проблему. В состав столицы эта территория не включена. Нет закона и о подчиненности Шереметьево области.

Правда, косвенно земли аэропорта были отнесены к подмосковным. Это произошло, когда создавалось ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево"". Тогда Правительство РФ поручило оформить все "земельные" вопросы, связанные с работой аэропорта, именно администрации области (Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. N 417.).

Отметим, что региональные власти выполнили это задание.Был заключен договор, по которому вновь созданное общество арендовало землю у администрации Химкинского района. Однако Московский земельный комитет попытался оспорить законность этого документа. ФАС Московского округа не поддержал столичных чиновников.

Если льготы существуют, значит, их надо применять

Итак, пока в конфликте побеждает Подмосковье. Мы уже говорили о том, что столичные власти не могли оспорить незаконность действий областного руководства. К тому же льготы для работающих в аэропорту установлены только в области. А для губернатора Подмосковья это серьезная заявка на победу. Столичный мэр ничего не может ему противопоставить.

Если льготы существуют, их надо использовать. А для этого необходимо зарегистрироваться в области. Однако сделать это нужно так, чтобы избежать претензий со стороны столичных налоговиков.

На наш взгляд, вновь создаваемые организации, желающие воспользоваться льготами, легко справятся с этой проблемой. Всю юридическую процедуру регистрации им следует проходить в областных структурах, а вставать на налоговый учет - в ИМНС г. Химки.

Разумеется, предприятию нужно будет правильно оформить свои учредительные документы. Другими словами, в уставе следует записать, что организация находится в Московской области, на территории международного аэропорта "Шереметьево". Такой же адрес (Московская область, территория аэропорта "Шсромотьсво") надо внести в заявление о государственной регистрации.

До 1 июля это заявление нужно подавать в Московскую регистрационную палату. Со второго полугодия регистрация предприятий будет проводиться по новому закону (Речь идет о Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Подробнее об этом законе читайте в статьях "Рожденные перерегистрацией" и "Новая жизнь организаций" в апрельском и майском номерах нашего журнала соответственно.). Эти функции передаются в налоговые инспекции.

В заявлении следует указать адрес, по которому находится так называемый постоянно действующий исполнительный орган предприятия или лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности. Собственно это местонахождение директора фирмы. На наш взгляд, требование закона о регистрации выполнить несложно, даже если директор в аэропорчу но появляется. Проверять, где на самом деле находится кабинет директора, по новому закону регистраторы не вправе.

Организациям, уже сейчас ведущим свой бизнес близ аэропорта, зарегистрироваться в области несколько сложнее. Сначала им нужно сняться с учета в Москве. Скорее всего столичные налоговики не станут приветствовать такой шаг. На помощь вновь придут изменения, внесенные в устав, а именно смена московского юридического адреса па подмосковный. После этого нужно готовиться к проверке. Как правило, она проводится, если налогоплательщика снимают с учета.

Еще раз обратим внимание на то, что аэропорт не имеет отношение к поселку Шереметьево. Этот населенный пункт действительно подчиняется Москве. Организации, зарегистрированные в Шереметьево, отчитываются в столичной ИМНС N 43. Областное налоговое законодательство на них не распространяется. Значит, в уставе предприятий, претендующих на льготы, нельзя записывать: "Местонахождение предприятия - поселок Шереметьево".

Мы не исключаем того, что налогоплательщиков будут заставлять вставать на учет в конкретной инспекции. Но такие действия всегда можно оспорить в арбитражном суде. Ведь суд сам признал аэропорт спорной территорией. До настоящего времени этот спор не разрешен, то есть представляет собой неустранимое противоречие, которое толкуется в пользу организации (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Решите ненужные споры!

Как правило, предприятиям некогда конфликтовать с налоговиками. Но споры возможны, пока не будет однозначно установлено, где находится аэропорт "Шереметьево". Решить эту проблему можно двумя способами. О том, кому принадлежит спорная территория, могут договориться между собой руководство столицы и области. Впрочем, надежда на такой исход дела представляется сомнительной. Значит, в спор должно вмешаться руководство страны. Кстати, в определении от 8 июня 2000 года Конституционный Суд РФ советовал решить эту тяжбу при посредничестве президента. Однако пока и в Москве, и в области о поддержке президента только говорят. Соответствующих документов нет.

На наш взгляд, инертность центра ни к чему хорошему не приведет. Ведь "шереметьевская битва" идет уже давно. Or долгих споров страдают .многие налогоплательщики: они не знают, где регистрироваться. В результате предприятия могут просто "уйти в тень" и скрывать большую часть выручки. Также сомнительно, что инвесторы будут вкладывать деньги в развитие предприятий, если непонятно, ни где они находятся, ни как должны платить налоги.

Таблица: Льготы, которые установлены для налогоплательщиков, зарегестрированных или осуществляющих деятельность на территории развития Московской области

Материалы доступны в бумажной версии издания

Фото:

- Организациям, фактически осуществляющим предпринимательскую деятельность в Шереметьево, целесообразно вставать на налоговый учет в Московской области


Василий ЕГОРОВ, 6, стр. 78-81, Московский бухгалтер
13.06.2002
Архив:
«июнь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     0102
03040506070809
101112
13
141516
17181920212223
24252627282930
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"