Позиция чиновников, занимающихся регулированием тарифов, может обернуться кризисом гидроэнергетики.
Директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН академик Виктор Ивантер сказал недавно знаменательную фразу: "Экономика читать не умеет, она реагирует только на действия. Впрочем, на бездействие тоже, и зачастую реакция эта гораздо сильнее". Слова ученого как нельзя лучше подходят к ситуации, сложившейся вокруг каскада Волжских ГЭС. Именно бездействие сначала Федеральной энергетической комиссии, затем Арбитражного суда Москвы, в который обратилась Волжская ГЭС им. Ленина с просьбой обязать ФЭК увеличить тарифы на электричество, привело к тому, что работа каскада ГЭС, некогда гордости советского и российского ТЭКа, стала убыточной. Аналогичная судьба, похоже, ожидает и всю отечественную гидроэнергетику.
Что же произошло? Дело в том, что Федеральная энергетическая комиссия нарушила основное правило любого экономического процесса - производство останавливается, как только его рентабельность становится нулевой и уж тем более отрицательной. Именно в такие условия ФЭК поставила гидроэлектростанции страны.
История конфликта проста. Вырос, причем одномоментно и сразу в 14 (!) раз, "водный налог", то есть плата за пользование водными объектами. В итоге Волжская ГЭС, полностью выполнив план производства электроэнергии, уплатив налоги, по итогам первого квартала оказалась в убытке. Нужно учесть, что техническое перевооружение ГЭС не только назрело, но и, как говорится, перезрело, поскольку износ основного оборудования станции достиг 80 процентов, а денег на ремонтные работы нет.
При этом никто не возражает, что плата за водные ресурсы должна быть повышена. Она идет на экологические мероприятия и поэтому вполне обоснована. Но с одним единственным условием: это непременно должно учитываться в стоимости электроэнергии, вырабатываемой гидростанциями. Именно с таким предложением еще 1 февраля 2002 года ГЭС и обратилась в Федеральную энергетическую комиссию. Ее руководство вроде бы и не отрицает обоснованность претензий ГЭС, но поднимать тарифы отказывается, ссылаясь на решения кабинета министров.
Между тем, руководство ФЭК как раз и должно было обратить внимание на несогласованность действий различных правительственных структур, с одной стороны поддерживающих развитие наиболее эффективных направлений в энергетике, а с другой - превращающих ГЭС в убыточные предприятия. Иными словами, следовало "забить в колокола" и предложить правительству или пересмотреть решение по тарифам конкретно для ГЭС, или, возможно, снизить "водный налог". Вместо этого ФЭК заняла позицию равнодушного наблюдателя и фактически уклонилась от выполнения своих прямых обязанностей. К сожалению, Арбитражный суд Москвы, куда в поисках справедливости обратилась Волжская ГЭС им. Ленина, заявил, что вопрос находится вне его компетенции. С чем же остались теперь ГЭС Волжского каскада?
- Поскольку тарифы на электроэнергию, - говорит генеральный директор управляющей компании "Волжский гидроэнергетический каскад" Расим Хазиахметов, - находятся в сфере государственного регулирования, то сегодня ГЭС каскада оказались в безвыходной ситуации и вынуждены терпеть убытки не по своей вине.
Странная выходит история. Правительство принимает постановление о реформе РАО ЕЭС, цель которой - повышение эффективности и инвестиционной привлекательности энергетики. А что же ФЭК? По сути "топит" самое дешевое и экологически чистое производство во всей энергетике. При этом, во главе Федеральной комиссии находится профессионал-энергетик, работавший в "Росэнергоатоме". Очевидно, что ФЭК пора шире взглянуть на энергетику, которая включает не только атомные станции, но и, например, ГЭС. А пока нормальная жизнедеятельность гидроэнергетики находится под угрозой. Не забудем, что сейчас идет строительство Бурейской ГЭС, возобновившееся после долгого перерыва общими усилиями РАО ЕЭС, МПС и администрации Амурской области. Неужели Бурейской предстоит с первого дня ходить в вечных должниках и все колоссальные затраты окажутся напрасными? Зато ФЭК преподнесла хороший подарок противникам интеграции России. Мнение Евросоюза, обнародованное во время недавнего московского саммита, выглядит так: потенциальные инвесторы не будут вкладывать деньги в отрасль, продукция которой продается ниже себестоимости.
Что дальше? По-прежнему будет лататься "тришкин кафтан", когда решение одних экономических проблем приводит к возникновению других, еще более серьезных? И о каких "амбициозных" правительственных планах экономического развития может идти речь при нерентабельной гидроэнергетике? Отсюда и следует - бездействие ФЭК равно противодействию.