Внешэкономбанк (ВЭБ) затеял судебную тяжбу с Мурманским траловым флотом (МТФ) - второй по величине рыбодобывающей компанией России. Банк хочет взыскать с рыбаков 61,6 млн евро - эквивалент той суммы, которая в середине 1990-х была потрачена из бюджета на строительство для МТФ шести траулеров.
МТФ - крупнейший после "Дальморепродукта" рыбодобывающий холдинг страны. В 2000 г. объем добычи составил около 380 000 т рыбы, выручка - $75 млн, прибыль - $12,5 млн. Большую часть выручки приносит продажа мороженой трески в Норвегию и Португалию. Рыбодобывающий флот компании насчитывает 67 судов. Контрольным пакетом акций владеют менеджеры компании во главе c президентом МТФ Юрием Прутковым и аффилированные с ними структуры. 20% акций принадлежит компании "Нортинвест", которую возглавляет португальский бизнесмен Жоао Карлос Перейра Фигейра Алвеш.
Как рассказала "Ведомостям" руководитель пресс-службы ВЭБа Татьяна Голодец, 24 апреля банк обратился с иском в Арбитражный суд Мурманской области о взыскании с Мурманского тралового флота 61,6 млн евро. По ее словам, именно на такую сумму - в пересчете с выведенных из обращения немецких марок - российский бюджет профинансировал строительство на немецких верфях и поставку Мурманскому траловому флоту шести рыболовецких судов в 1994 - 1997 гг. "В данном процессе мы выступаем как агент правительства России по обслуживанию внешнего долга и надеемся вернуть эти деньги", - говорит Голодец.
Между тем иск банкиров, похоже, не страшит крупнейшего на Северо-Западе России рыбодобытчика. По словам замдиректора МТФ Валентины Скухнюк, компания уже погасила около $10 млн и реструктурировала часть задолженности. "Мы бы могли платить по графику, если бы не квоты на вылов. Нам дали квот лишь на треть от того, что компания может выловить, поэтому денег и не хватает", - говорит Скухнюк. Кроме того, у Мурманского тралового флота есть и юридические аргументы против ВЭБа. Год назад Арбитражный суд Москвы по иску компании "Триада-Плюс" (одного из близких к менеджменту акционеров) к самому Мурманскому траловому флоту, правительству России, Минфину и Внешэкономбанку признал недействительными два долговых соглашения с графиками платежей. По словам Голодец, ВЭБ подал несколько апелляций, но пока безуспешно. Последняя жалоба на это решение в начале 2002 г. была подана в Высший арбитражный суд (она до сих пор не рассмотрена).
Теперь банк судится и в Мурманске. Зампред Мурманской областной думы Георгий Тишков, бывший руководитель Мурманского тралового флота и "Севрыбы", говорит, что у ВЭБа есть шансы. "Фактически Мурманский траловый флот уже пять лет эксплуатирует суда, за которые не заплатил. А ВЭБ сейчас отказался от начисления пени и процентов, поэтому долг может быть признан". Тишков отмечает, что нынешние хозяева компании подготовлены к такому повороту событий. Половина флота, по его словам, уже передана в дочерние компании - МТФ-1, МТФ-2, МТФ-3, "Атлас" и "Мурманский губернский флот".
ФЛОТ - ГУБЕРНАТОРУ.
МТФ предпринял еще один шаг по защите от ВЭБа, заручившись поддержкой областной администрации. В конце прошлого года местные власти пожелали развивать "береговую обработку рыбной продукции" (под нее полагаются бесплатные квоты на вылов рыбы) , а не везти сырье в близлежащую Норвегию. Тогда МТФ и обладминистрация договорились о том, что доля областных властей в "Мурманском губернском флоте" - одной из "дочек" МТФ - постепенно увеличится до 50%. Недавно МТФ по договору дарения передал областному КУГИ 11% акций "Мурманского губернского флота", и теперь обладминистрации уже принадлежит 26% акций этой компании.