Вчера Арбитражный суд Москвы рассматривал иск Волжской ГЭС (Жигулевск) к Федеральной энергокомиссии (ФЭК).
Иск касался убыточного тарифа, который сейчас находится на уровне 11 коп. за киловатт-час. С 1 января для гидростанций были повышены в 14 раз ставки водного налога. Кроме того, основные фонды после переоценки стали дороже в 2,5 раза. В результате выплаты по налогу на имущество и амортизационные отчисления выросли на 25-30%. В то же время тариф для гидростанций в этом году не менялся.
В соответствии с утвержденным правительством нормативным документом энергоснабжающие организации имеют право обратиться в ФЭК с просьбой о пересмотре тарифов в случае увеличения затрат более чем на 2%. Что и сделало еще 1 февраля руководство Волжской ГЭС (Жигулевск). Однако ФЭК обещает повысить тарифы гидростанциям на 25% лишь с 1 июля. В чем дело? Оказывается, здесь замешана высокая политика: государству необходимо сдерживать инфляцию, в которой повинны, как оно считает, и непомерные аппетиты естественных монополистов (РАО "ЕЭС России" и "Газпрома").
Поэтому Михаил Касьянов заявил в начале года, что тарифы им могут быть повышены в течение 2002 г. не более чем на 35% суммарно. На днях замминистра экономического развития Андрей Шаронов сообщил, что тарифы на электричество, отпускаемые с оптового рынка, необходимо увеличить еще на 13%. Предложения по монополистам от имени министерства были направлены в правительство. Однако, по словам Шаронова, Касьянов нелестно отозвался о них.
В то же время стоимостной небаланс на оптовом рынке по итогам I квартала достиг 12,9 млрд руб. Поэтому, считает гендиректор Центра договоров и расчетов ФОРЭМ Владимир Хлебников, необходимо увеличить тариф на электричество, отпускаемое с оптового рынка, как минимум на 14%. То есть сейчас рынок работает себе в убыток — стоимость электричества, покупаемого у федеральных станций, выше продаваемого потребителям. Но это без учета убыточных гидростанций, которым, как считают в управляющей компании "Волжского гидроэнергетического каскада", обещанного 25-процентного повышения мало. Поскольку издержки на Волжской ГЭС (Жигулевск) выросли на 26%.
Другие федеральные станции, не только гидравлические, но и тепловые, тоже нуждаются в повышении тарифа, поскольку и для них возросли и амортизационные отчисления, и водный налог (плата за забор воды на охлаждение отработанного пара). Таким образом, если им повысить тариф хотя бы на 30%, то одновременно необходимо увеличивать и стоимость электричества, отпускаемого с оптового рынка, сразу на 45%. Что выбивается за рамки объявленного Касьяновым 35-процентного ограничения.
Подобные нелепые ситуации будут возникать регулярно, пока государство не откажется от тотального регулирования тарифов на электричество. И оставит за собой лишь определение стоимости его транспортировки по сетям. Но произойдет этот шаг к рынку лишь в 2004 году. Вчера же Арбитражный суд Москвы, рассмотрев дело по существу, прекратил его из-за неподведомственности. ФЭК же не может исполнить давнее постановление правительства и принять решение, пока правительство не разберется с нынешней финансовой ситуацией в естественных монополистах и не даст "отмашку" на дополнительное повышение тарифов.