На прошлой неделе стало известно, что "Газпрому" удалось вернуть себе 4,83% собственных акций стоимостью миллиард долларов. Семь лет назад этот пакет был продан компании "Стройтрансгаз", акционерами которой были родственники Рема Вяхирева и Виктора Черномырдина, в тридцать раз дешевле рыночной стоимости акций на тот момент. Как это обычно делает "Газпром" в последнее время, украденные активы вернули через суд.
После прихода в компанию президентского протеже Алексея Миллера "Газпром" планомерно занимался возвратом "опрометчиво розданных" активов. Сначала Миллер позаботился о том, чтобы вернуть контроль над нефтехимическим холдингом "Сибур", контролирующим 75% российского рынка. Затем у "Итеры" отобрали компании "Пургаз" и "Запсибгазпром", резервы которых составляют 1,5 трлн кубометров (примерно 5% газпромовских запасов). И вот очередь дошла до "Стройтрансгаза".
Поначалу Миллер, очевидно, пытался полюбовно договориться с бывшим главой и основным владельцем "Стройтрансгаза" Арнгольтом Беккером. Даже, по слухам, предлагал за пакет те самые 2,5 млн долларов, которые, по утверждению Беккера, были уплачены "Газпрому" за акции семь лет назад. Но Беккер отказался. Более того, появились сообщения, что он хочет продать пакет ЮКОСу. Как раз за миллиард. Однако ЮКОС благоразумно отклонил заманчивую сделку, несмотря на активное желание войти в газовый бизнес. Натолкнувшись на "непонимание" Беккером новых реалий, Миллер обратился в суд.
Московский арбитражный суд признал сделку 1995 года ничтожной и постановил вернуть акции их первоначальному владельцу, то есть государству, в лице "Газпрома" - Беккер отказался от комментариев. Хотя, судя по всему, "Стройтрансгаз" будет подавать апелляцию.
Успех Миллера в борьбе со "Стройтрансгазом" важен не только как еще одна победа в борьбе за возврат растащенных при Вяхиреве активов. Теперь государство, которое имеет большинство в совете директоров "Газпрома", фактически вернуло себе контрольный пакет газовой монополии. Ведь помимо 38% акций, находящихся в непосредственной собственности государства, сам "Газпром" будет теперь контролировать примерно 15%.