ОТМЕНА льготного ввоза иномарок, на чем настаивает МАП, выгоды никому не принесет - ни государству, ни ГТК, ни автолюбителям.
Приказ ГТК, регламентирующий льготный ввоз иномарок в Россию, стал камнем преткновения в отношениях между ведомствами. В начале года МАП предписывает таможне приостановить его действие как документа, предоставляющего льготы одним "хозяйствующим субъектам в ущерб другим" и противоречащего закону о конкуренции. ГТК, не соглашаясь с такой постановкой вопроса, в апреле обращается в Московский арбитражный суд, где находит поддержку. В МАПе таким развитием событий недовольны и намерены добиваться отмены приказа N 847.
Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) готовит кассационную жалобу по делу об отмене приказа N 847 Государственного таможенного комитета (ГТК). Об этом сообщил заместитель руководителя пресс-службы МАП Олег Мишаков.
Объективная ситуация на российском рынке автопродаж сегодня заставляет специалистов опасаться, что победа МАП способна негативно повлиять на объемы финансовых отчислений в госбюджет, не говоря уже о том, что пойдут прахом ожидания миллионов автолюбителей.
Подобные действия, судя по всему, не станут причиной подъема отечественной экономики. Любые длительные судебные разбирательства отнимают время, а значит - деньги, которые могли бы стать прибылью и налогами в бюджет страны.
Летом минувшего года начал действовать приказ ГТК N 847, позволивший свободно вздохнуть компаниям, ввозящим в Россию зарубежные автомобили (300-400 тысяч единиц в год) по официальным дилерским соглашениям с иностранными производителями. Документ регламентирует упрощенную процедуру контроля таможенной стоимости техники. Размер таможенной пошлины исчисляется на основе цены, указанной в сопроводительном счете-фактуре, а не по усредненным ценовым показателям каталогов. В переводе с таможенного на русский "растаможка" в итоге обходится на несколько тысяч долларов дешевле, поскольку производители, как правило, дают официальным дилерам приличные скидки. Сравнительно дешевая "растаможка" означает, что и продажная цена автомобиля будет если не "значительно", то уж во всяком случае "несколько" ниже. Всем хорошо: таможня экономит время и зарабатывает деньги за счет увеличения "пропускной способности" (одновременно с процедурой взимания пошлины упрощается и процедура осмотра ввозимой техники), государственный бюджет вовремя получает свои пятьсот миллионов долларов (в такую сумму оцениваются объемы налоговых отчислений по итогам 2001 года), автолюбитель приобретает у официального - а значит, надежного - дилера хороший автомобиль по доступной цене. Все происходит официально, "в белую".
Но тут появляется МАП. Чиновники министерства вменяют ГТК в вину "предоставление льгот определенному кругу хозяйствующих субъектов", что, по их мнению, ущемляет права других "хозяйствующих субъектов", ограничивает возможную конкуренцию и противоречит соответствующему законодательству.
Специалисты ГТК утверждают, что обвинения МАП нельзя признать обоснованными. Само понятие "льгота" традиционно трактуется как снижение налоговой нагрузки. Реализация приказа N 847 к снижению налоговой нагрузки на автодилеров не привела. И вообще, установление того или иного порядка таможенных процедур - исключительно внутриведомственная прерогатива ГТК. В МАПе заявляют о решимости отстаивать свое мнение в судах других инстанций. Конфликт обретает черты затяжного.
Ограничивая бизнес официальных, "белых" дилеров, антимонопольщики вольно или невольно затрагивают интересы потребителей, ограничивая их возможность реализовать основное потребительское право - купить юридически чистый и технически исправный автомобиль за приемлемые деньги в официальной торговой сети. С последующей возможностью получать необходимый фирменный сервис и предъявлять в случае чего претензии.