В среду бизнесмены, обвиненные ГТК в крупной контрабанде мебели, намерены нанести ответный удар. Анонсируя пресс-конференцию, которая прошла в среду в Москве, организаторы обещали "впервые публично представить подробности организации схем контрабандного ввоза товаров и создания "черного рынка".
Осветить эти вопросы должны были именно те, кого прокуратура подозревает в их организации: представители торговых комплексов "Три кита" и "Гранд", мебельного объединения ЗАО "Москва".
Впрочем, "мебельщики" уверяют, что подобные схемы создает само руководство ГТК, структуры, призванной бороться с контрабандой.
Кроме того, они обещали продемонстрировать "нигде ранее не показанное телевизионное интервью председателя ГТК Ванина с сенсационными признаниями", а также раскрыть "ряд неизвестных ранее фактов", которые якобы докажут, что таможенный комитет превратился в неподконтрольную структуру, "не только тормозящую экономическое развитие России, но и напрямую угрожающую экономической безопасности страны".
Впрочем, реально на пресс-конференции было лишь в очередной раз указано на неправомерность действий ГТК, которые, как пояснил гендиректор центров "Три кита" и "Гранд", показывают лишь желание ГТК контролировать импортные потоки и "решать, кто может заниматься внешнеэкономической деятельностью, а кто нет".
Представляющий интересы "Трех китов" и "Гранда" юрист Владимир Михеев отметил, в настоящее время нет ни одного лица со стороны мебельных центров, которое было бы привлечено к уголовной ответственности, зато есть представители ГТК, в отношении которых возбуждены уголовные дела в связи с превышением ими должностных полномочий. Правда, господин Зуев признал, что побывал недавно на допросе у следователя прокуратуры Владимира Лоскутова, в производстве у которого находится уголовное дело о контрабандном ввозе мебели.
В свою очередь пресс-служба ГТК сообщила, что за последнее время в Арбитражном суде Москвы было принято к рассмотрению более 10 дел, связанных с контрабандным ввозом в Россию мебели, и "примерно по половине из этих дел вынесены постановления о правомерности действий должностных лиц таможенных органов".
По данным ГТК, ущерб, нанесенный мебельной контрабандой федеральному бюджету, оценивается не менее чем в 8 млн. долл.
Напомним, суть дела такова: крупные мебельные компании "Три кита" и "Гранд" обвинили таможню в превышении полномочий. ГТК, в свою очередь, говорит о многочисленных нарушениях, связанных с импортом мебели.
С одной стороны, существуют материалы уголовного дела, сначала возбужденного на основании расследования ГТК по 400 эпизодам незаконного ввоза в Россию мебели, а потом, в мае 2001 года, закрытого. Еще одно дело (по 39 эпизодам) пока не закрыто, и в нем фигурируют те же фирмы, что и в первом случае, да и схемы ввоза используются те же. "Цена" этих дел - около 15 млн. долл. недополученных государством таможенных платежей только по ввезенной из одной Италии мебели.
С другой - Генпрокуратурой было возбуждено три уголовных дела: в отношении сотрудников ГТК Волкова и Файзулина за превышение служебных полномочий в деле о контрабанде мебели; по факту недостачи мебели на таможенных складах, где она хранилась; по факту избиения гендиректора торговых комплексов "Три кита" и "Гранд" Сергея Зуева сотрудниками СОБРа, охранявшими таможенные склады. В таможне данные притязания называют необоснованными.
Генпрокуратура возобновила расследование "мебельного дела" 28 марта. Уголовное дело о контрабандном ввозе в Россию фирмой "Лига "Марс" мебели импортного производства передано для расследования начальнику отдела прокуратуры Ленинградской области Владимиру Лоскутову.