Арбитражный суд г. Москвы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу, от 25.04.2002
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего Перцева П. В., судей Ильиной Л. В. и Киселевой 0. В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта РФ на решение от 28.02.2002 по делу N А40- 2723/02-72-3 Арбитражного суда г. Москвы Нариманидзе М. А., Воронина В. X., Давыдова О. В. (фамилии судей, принявших решение),
УСТАНОВИЛ
Министерство транспорта РФ обратилось с иском к Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о признании недействительными решения и предписания ответчика от 14.12.2001 по делу N1-07/667-01.
Решением суда от 28.02.2002 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд 1-й инстанции пришел к выводу, что обжалуемые ненормативные акты соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы истца.
На данное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В судебном заседании истец просил решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Ответчик и 3-е лицо просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке ст. 153, 155 АПК РФ, пришел к выводу, что основания к отмене решения отсутствуют.
Как усматривается из материалов дела, 14.12.2001 комиссией МАП России было принято решение по делу N 1-07/667-01 и п. 1 решения Минтранс России признан нарушившим статью 7 Закона "О конкуренции" путем издания распоряжения от 07.12.2000 N ВР-87-р "О создании государственных лоцманских служб в морских портах РФ".
На основании данного решения Минтрансу России было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт может быть признан судом недействительным в случае несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов истца.
07.12.2000 Министерством транспорта РФ было издано распоряжение N ВР-87-р "О создании государственных лоцманских служб в морских портах РФ", которым начальникам морских администраций портов РФ, в составе которых отсутствуют государственные лоцманские службы, предписывалось обеспечить создание государственных лоцманских служб морских портов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что государственные лоцманские службы должны создаваться в виде структурных подразделений морских администраций портов, а не в качестве самостоятельных государственных организаций.
Решением от 14.12.2001 Комиссией МАП России истец признан виновным при издании распоряжения N ВР-87-р в нарушении п. 1 ст. 7 Закона "О конкуренции" в части создания дискриминирующих условий деятельности для иных организаций, действующих в сфере осуществления лоцманских проводок судов в морских портах, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление их интересов, а также абзаца 1 п. 2 ст. 7 Закона "О конкуренции" в части запрета наделения морских администраций портов, являющихся структурами государственного управления, функциями хозяйствующего субъекта и наделение структур государственного управления полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что морские администрации портов являются структурами государственного управления, осуществляющими административно-властные, управленческие и другие возложенные на них законодательством РФ и Правительством РФ полномочия. Данное утверждение следует из ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 12.93 N 1299 "Об организации управления морскими портами".
В соответствии со ст. 9 КТМ РФ морские администрации портов являются портовыми властями, осуществляющими административно-властные и другие возложенные на них Правительством Российской Федерации полномочия.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17.12.93 N 1299 "Об организации управления морскими портами" возлагает на морские администрации портов функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию.
Минтранс России осуществляет общее руководство деятельностью морских администраций портов, назначает их руководителей, а также определяет порядок взимания и использования портовых сборов морскими администрациями портов.
П. 1 ст. 7 и абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона "О конкуренции" не предусматривают каких-либо исключений из установленного общего запрета.
При указанных обстоятельствах неубедительны ссылки заявителя апелляционной жалобы на необходимость применения судом первой инстанции абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона "О конкуренции". Также несостоятельны доводы истца о том, что поскольку абзацем 2 и абзацем 1 п. 2 ст. 87 Кодекса торгового мореплавания РФ определено, что морскими лоцманами являются граждане России, удовлетворяющие требованиям Положения о морских лоцманах и работающие в лоцманской службе государственной организации, в соответствии с п. 2,3 Положения о государственных морских лоцманах, утвержденного приказом Министерства морского флота СССР от 26.04.73 N 74, государственные морские лоцманы входят в состав лоцманских служб морских торговых портов, находящихся в подчинении капитанов соответствующих морских портов. В связи с чем, по мнению истца, в его действиях отсутствуют состав нарушения антимонопольного законодательства.
В силу п. 2 ст. 87 КТМ РФ морской лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Абзацем 2 п. 2 ст. 87 КТМ РФ допускается создание негосударственных организаций по лоцманской проводке судов с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства РФ, и требований, установленных КТМ РФ и иными правовыми актами РФ.
Постановление Совета Министров Правительства РФ от 17.12.93 N 1299 "Об организации управления морскими портами" устанавливает, что морские администрации портов осуществляют надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров РФ по торговому мореплаванию и надзору за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений и объектов, обеспечение их ремонта, развития и строительства.
Таким образом, КТМ РФ и иные нормативные правовые акты в области торгового мореплавания не определяют, что лоцманские службы должны образовываться в качестве структурных подразделений морских администраций портов
Решением Верховного суда Российской Федерации от 01.08.2001 N ГКПИ 2001 -941 п. 1 указанного Положения, устанавливающий, что лоцманская проводка судов осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами, признан недействительным и не порождающим правовых последствий с 01.05.99.
КВВТ РФ не подлежит применению в данном деле, т.к. регулирует отношения, возникающие при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и не распространяется на отношения, возникающие из торгового мореплавания (п. 1 ст. 1 КВВТ РФ).
Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются КТМ РФ (п. 1 ст. 1 КТМ РФ). Правовой статус морской администрации порта определяется КТМ РФ и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17.12.93 N 1299 "Об организации управления морскими портами".
В результате исполнения распоряжения N ВР-87-р морские администрации портов, в лице своих структурных подразделений - лоцманских служб, оказывают платные услуги - проводку морских судов, т. е. выполняют функции хозяйствующих субъектов.
Кроме того, в соответствии с уставами морских администраций портов капитан морского порта, будучи самостоятельным субъектом права по смыслу КТМ РФ, в то же время по должности является первым заместителем начальника морской администрации порта. В соответствии со ст. 76 КТМ РФ на капитана морского порта возлагается осуществление функций по обеспечению мореплавания, в частности контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов. Статья 84 КТМ РФ устанавливает, что за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, капитан морского порта осуществляет административно-властную (государственную) функцию по контролю за деятельностью лоцманской службы в составе морской администрации порта и в то же время фактически ей руководит.
Следовательно, Минтранс России распоряжением N ВР-87-р наделил морские администрации портов, являющиеся структурами государственного управления, функциями хозяйствующего субъекта, оказывающего платные услуги по лоцманской проводке судов.
Также отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сделал правомерные выводы о том, что в результате наделения морских администраций портов, являющихся структурами государственного управления, функциями по лоцманской проводке, иные (негосударственные) лоцманские организации, не обладающие правами государственного управления и надзора, оказались в дискриминирующих условиях, их права существенно ущемлены, и конкуренция ограничена.
Такое положение противоречит п. 1 ст. 7 Закона "О конкуренции", в котором запрещается федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Кроме того, нарушается п. 2 ст. 7 Закона "О конкуренции" в части запрета наделения структур государственного управления полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Также неубедительны доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что требования ответчика об устранении нарушений антимонопольного законодательства относятся не только к морским администрациям портов, но и ко всем другим организациям как в морских, так и в иных портах.
Решением и предписанием от 14.12.2001 МАП России признал нарушившим п. 1 и абзац 1 п. 2 ст. Закона "О конкуренции" действия Минтранса России путем издания распоряжения N ВР-87-р, обязывающего создание государственных лоцманских служб в морских портах Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, проверив все доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с законом истец освобожден от уплаты госпошлины по апелляционной жалобе
На основании п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статей 9,85,87 КТМ РФ, руководствуясь статьями 153,155,157,159 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда от 28.02.2002 по делу N А 40-2723/02-72-3 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ПЕРЦЕВ П. В., председательствующий ИЛЬИНА Л. В., КИСЕЛЕВА 0. В., судьи