Вмешается ли Высший арбитражный суд РФ в конфликт вокруг "Роспана"?
В прошлый понедельник стало известно, что Тюменская нефтяная компания купила у ЮКОСа 44% акций газодобывающего предприятия "Роспан Интернешнл". В тот же день стало известно, что Арбитражный суд Московского округа решил возобновить процедуру банкротства "Роспана". Таким образом, конкурирующие стороны одновременно выиграли и проиграли. Но если "тюменцы" выиграли в тактике, то ЮКОС одержал победу стратегическую.
Это первая важная победа в борьбе за бизнес-этику. Когда-то ТНК планировала купить 44% акций "Роспана", но позже явно решила прибрать газовое предприятие к рукам за просто так. Высокие стандарты деловой этики, добровольно возложенные на себя менеджментом ЮКОСа, не позволили ему использовать подобные приемы. Однако, как выяснилось на прошлой неделе, ЮКОС сумел заставить "тюменцев" играть по правилам, по меньшей мере, при покупке акций "Роспана". ТНК заплатила за них цену, сопоставимую со стоимостью вхождения ЮКОСа в проект. На этом конфликт исчерпан, стороны становятся акционерами и должны быть равно заинтересованы в развитии предприятия.
Усилия ЮКОСа уже принесли плоды. Речь, однако, здесь не столько о цене, уплаченной "тюменцами" за пакет акций. Куда более важно, что случай с "Роспаном" стал, возможно, поворотным событием. Он создал общественный резонанс, ведущий к изменениям не только в законодательстве, но и в отношении членов отечественного бизнес-сообщества к собственности. Начав борьбу за свою собственность, ЮКОС дал импульс борьбе общества с преступными банкротствами. И в этом его главная заслуга.
Так или иначе, но дело "Роспана" всколыхнуло бизнес-сообщество, заставило предпринимателей более ответственно подойти к новой редакции закона о несостоятельности и банкротстве, который готовится ко второму чтению в Государственной Думе. Как показало дело "Роспана", победа честного бизнеса дается слишком тяжело, далеко не всякое, даже крупное предприятие способно противостоять коррупционным судам и нечестным чиновникам. И новый законопроект тоже не решает проблем. По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей А. Вольского, по новому закону, который уже прошел первое чтение в Думе, можно обанкротить любое предприятие, а потому нужно не форсировать его принятие, а обсудить более тщательно.
Что касается "Роспана", то Высший арбитражный суд России, может быть, рассмотрит дело (и не в предельно узком понимании права) и отменит решение от 13 мая. Теоретически это возможно. Для ЮКОСа же добиться признания судом своей правоты - дело принципа. Но станет ли судебная власть рассматривать дело по существу, а не кивать на недоработки законодателей? Ответ на этот вопрос будет дан, возможно, уже в первой половине июня.
P.S. "Новая газета" также внесла свою лепту в борьбу против преступных банкротств. Наша акция "Банкрот", посвященная этой важнейшей для отечественного бизнеса проблеме, уже вызвала первые отклики. Как и следовало ожидать, в регионах России преступные банкротства скорее норма, чем исключение. Все отклики читателей, в том числе и присланные ими документы, будут представлены на интернет-сайте "Новой газеты". Пишите нам по адресу gazeta@novayagazeta.ru