А вместе с ним и внимание ФБР
Совет директоров "Газпрома" утвердил PriceWaterhouseCoopers (PWC), в качестве аудитора на 2002 год. По сообщению пресс-службы газового монополиста, выбор PWC был продиктован давним сотрудничеством двух компаний-гигантов. В 2000 и 2001 годах PWC уже был аудитором "Газпрома", и тогда стороны остались вполне довольны друг другом. Однако в свете последних событий выбор "Газпрома" уже не кажется столь однозначным. Репутация аудитора сильно пошатнулась после краха компании Enron, одним из "проверяющих" которой был именно PWC.
Серьезные проблемы могут возникнуть у PWC и в России. Миноритарный акционер "Газпрома" - инвестиционный фонд Hermitage Capital Management - подал в Московский арбитражный суд иск к PWC с требованием признать "заведомо ложным" ее заключение по бухгалтерской отчетности "Газпрома" за 2000 год. В другом иске Hermitage обвинил PWC в недостоверном аудиторском заключении по проверке взаимоотношений "Газпрома" с группой компаний "Итера". Иски будут рассмотрены соответственно 15 и 20 мая.
История проверки сделок "Газпрома" с "Итерой" тянется еще с июня прошлого года. Тогда общественность, предвкушавшая громкие разоблачения, была разочарована выводами всемирно известного аудитора: сделки признаны "не противоречащими законодательству РФ". Формально ни у кого не было повода сомневаться в "чистоте" выводов PWC. Но только формально.
В апреле нынешнего года управляющий директор Hermitage Уильям Браудер потребовал от Минфина России проверить деятельность PWC и приостановить его лицензию. По закону Минфин не мог не прореагировать на подобное требование, а потому проверка начата и продлится до конца мая.
Но и этого г-ну Браудеру показалось мало. "Для верности" он привлек к делу еще и Счетную палату, которая назначила проверку PWC. Руководит проверкой Михаил Бесхмельницын, как поговаривают, скептически относящийся к деятельности американских гигантов аудита. Предметом проверок станет порядок решения "Газпрома" о выборе аудитора, а также соответствие его выводов "реальному положению вещей".
Разоблачительные усилия г-на Браудера не ограничились территорией Российской Федерации. В начале нынешнего года он посетил Соединенные Штаты, где выступил с обличительными речами в адрес "Газпрома", "Итеры" и PWC в Конгрессе и Госдепартаменте. Результатом выступления стал особый интерес, проявленный Федеральным бюро расследований к деятельности вышеназванных компаний. Аналитик московского инвестиционного банка "Тройка-Диалог" Джеймс Фенкнер рассказал агентству Dow Jones, что за последние недели ФБР связывалось с ним по крайней мере пять раз, запрашивая информацию о взаимоотношениях "Итеры" и "Газпрома", а также интересуясь судебными исками Браудера к PWC.
В самом "Газпроме" считают, что шумиха вокруг назначения аудитором PWC надуманна. В конкурсе участвовало 29 компаний, и лишь одна из них (Arthur Andersen) была сопоставима с PWC по масштабам и всемирной известности. Однако Arthur Andersen не смогла представить вовремя график проведения проверки, ее порядок, макет аудиторского заключения и финансовые условия, а потому автоматически выбыла из борьбы. В результате второе место заняла компания KPMG. Она и получила статус "запасного варианта", если сделка с PWC по каким-либо причинам все же не состоится.
Помешать окончательному выбору PWC могут только представители государства в правлении "Газпрома". Очевидно, что с экономической точки зрения "Газпрому" выгоднее иметь дело с PWC: эта компания хорошо вникла в дела монополии, а потому ей не потребуется дополнительного времени на работу. А стоимость аудиторских услуг в этом случае может оказаться ниже. С другой стороны, пошатнувшаяся репутация PWC может сыграть в дальнейшем с "Газпромом" злую шутку в виде падения стоимости акций и понижения инвестиционной привлекательности. Так что подумать действительно есть над чем.