Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

"РУСЛАН" ПОПАЛ В ЗАЛОЖНИКИ

Недавно на борту самолета "Руслан" (Ая-124), который находится на базе британских ВВС Лютон, завершились съемки очередного фильма про Джеймса Бонда. Агент 007 прыгал с парашютом с борта уникального лайнера, разработанного в советские времена. В мире нет аналогов этой машине. Поэтому согласно российским законам "Русланы" не продаются за границу. Стоящий в Лютоне АН-124-исключение. "Известия" выяснили, что британцы, не способные сконструировать подобную машину, хотят использовать ее в программе запуска космических спутников. Идея обещает принести миллиарды фунтов прибыли.

Кредитная история

Находящийся в Великобритании АН-124 был построен в 1993 году и включен в государственный реестр России с бортовым номером RA-82070. Его первым собственником стало российское АО "Аякс", а эксплуатантом - Ульяновское авиаучилище гражданской авиации. Борт проходил перерегистрацию, но ни разу из реестра гражданских судов России не исключался.

В 1997 году оказавшееся в сложном финансовом положении АО "Аякс" взяло под залог "Руслана" кредит в банке "Империал". А 8 августа того же года Ая-124 не смог вернуться на родину и остался в аэропорту голландского города Маастрихт - у "Аякса" не оказалось денег на оплату аэропортовых сборов, технического обслуживания и топлива.

В то же время инвестиционная компания "Центр-Капитал" решает купить АО "Аякс" вместе с его собственностью и долгами. - Формально АН-124 в аэропорту Маастрихта до 1997 года не арестовывался, так как никаких судебных решений об этом в адрес авиационных властей России не поступало, - утверждает гендиректор "Центр-Капитала" Роман Пахомов. - Аэропорт в суд не подавал, так как без разрешения его руководства "Руслан" никуда бы не улетел.

Аукцион

По словам Пахомова, процедура выкупа лайнера затянулась на три года. 19 мая 2000 года уставший ждать возврата кредита банк "Империал" обратился в суд Маастрихта с заявлением об аресте самолета и попросил назначить хранителем воздушного судна главу юридической фирмы "Де Меерман Би Ви" господина Маринуса. Однако уже 27 октября 2000 года "Центр-Капиталу" удалось наконец погасить долг "Аякса" и стать собственником судна.

Банк "Империал" еще 20 октября 2000 года уведомил российские авиационные власти и партнеров в Нидерландах о том, что самолет освобожден от залоговых обременений. Однако "Центр-Капиталу" так и не удалось увидеть приобретенный "Руслан". 4 декабря 2000 года фирма "Де Меерман Би Ви" провела аукцион, в котором участвовали всего две компании: английская фирма Air Foyle Ltd и российский Морской акционерный банк. Россияне предлагали за лайнер 400 тысяч долларов. Англичане - 6 миллионов. Им он и достался.

Хотя реальная стоимость судна на тот момент составляла 20 миллионов долларов.

"Центр-Капитал" пытался оспорить назначение аукциона, однако суд Нидерландов признал проведение торгов законным.

- Мы просто использовали представившуюся возможность купить самолет по хорошей цене, - заявил "Известиям" руководитель Air Foyle Ltd Брюс Берд. - Сейчас лайнер находится на стоянке в хорошем состоянии. Мы будем использовать его в коммерческих целях.

В соответствии с финансовым отчетом, который есть в распоряжении редакции, у Air Foyle Ltd на тот момент не было ни своих, ни заемных 6 миллионов долларов. "Руслан" даже не внесен в основные фонды фирмы, и поэтому можно говорить о заказе определенных структур Великобритании на незаконное отторжение у России этого самолета", - считает председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Николаев. По его словам, еще в 80-е годы СССР, США и Великобритания приступили к реализации идеи запуска космических объектов с борта самолета. Однако ни одной из стран не удалось завершить проект, так как не было лайнера большой грузоподъемности. "В 90-е годы Россия, значительно опередив в этом направлении западных конкурентов, ближе всех подошла к реализации идеи, использовав в качестве носителя уже созданный к тому времени АН-124, - считает Николаев. - В США проблема с самолетом не решена, а британцы, занимающиеся проектом "Хотол", предусматривают использование в качестве носителя именно АН-124".

Тяжбы

В ближайшие 15 лет на орбиту должно быть выведено около двух тысяч малых и средних спутников. Емкость этого рынка - 15 миллиардов долларов. Приобрести АН-124 законным путем англичанам было бы сложно. В Направлении экспортного контроля Минобороны России "Известиям" сообщили, что "Руслан" относится к технике двойного назначения. Его экспорт возможен лишь после того, как эксперты ознакомятся с комплектацией лайнера, его конечным потребителем и целями использования. Разрешения на экспорт борта RA-82070 и других подобных самолетов никогда никому еще не выдавались. "Кроме того, Женевская конвенция 1948 года запрещает продажу техники двойного назначения, так что аукцион в Маастрихте абсолютно незаконен", - утверждает Николаев.

В январе 2001 года Арбитражный суд Москвы своим решением, подтвержденным позже в высших инстанциях, признал право собственности ООО "Центр-Капитал" на борт RA-82070 и запретил исключать его из реестра воздушных судов России. Однако уже в феврале Ан-124 из Маастрихта перегнали в Киев. Он был включен в реестр гражданских судов Украины, что незаконно, так как двойная регистрация противоречит Чикагской конвенции 1944 года о международной гражданской авиации. В августе киевский арбитражный суд также признал право собственности "Центр-Капитала" на самолет, но в октябре Air Foyle Ltd перегнала "Руслан" в Британию, где он находится по сей день.

- По закону нам запрещено вмешиваться в споры собственников, - заявил "Известиям" представитель Управления государственного надзора за безопасностью полетов Государственной службы гражданской авиации России Владимир Девяткин. - Нас больше волнует безопасность эксплуатации этого конкретного лайнера.

По его словам, если Air Foyle Ltd поднимет давно не летавший самолет в воздух и произойдет катастрофа, то иски пострадавших будут предъявлены не английской фирме, считающей себя собственником, а России, где зарегистрирован борт RA-82070.

P.S. "Центр-Капитал" пытался оспорить результаты аукциона в голландском суде, но проиграл. Сейчас это главный козырь англичан.

- Уважение к закону другого государства - одна из частей международного законодательства, - заявил "Известиям" директор Air Foyle Брюс Берд. - Российская сторона пыталась в судебном порядке приостановить аукцион, но голландский суд отказал ей. Наша компания купила самолет в соответствии с голландскими законами.

Сейчас "Центр-Капитал" намерен судиться с Air Foyle на родине Джеймса Бонда. И хотя перспективы предстоящего процесса весьма туманны, россияне собираются "идти до конца".

Схема движения "Руслана"

Материалы доступны в бумажной версии издания.


Константин ГЕТМАНСКИЙ, 80, стр. 2, Известия
15.05.2002
Архив:
«май 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
  0102030405
06070809101112
1314
15
16171819
20212223242526
2728293031    
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"