Совсем недавно на борту самолета "Руслан" (Ан-124), который находится на базе британских ВВС Лютон, завершились съемки очередного фильма про Джеймса Бонда. По сюжету агент 007 прыгал с парашютом с борта уникального лайнера, разработанного еще в советские времена. В мире нет аналогов этой машине. Поэтому согласно российским законам "Русланы" не продаются за границу. Стоящий в Лютоне Ан-124 - исключение, детективная история которого достойна пера самого Йена Флеминга. "Известия" выяснили, что предприимчивые британцы, не способные сконструировать и построить подобную машину, хотят использовать ее в программе запуска космических спутников с борта самолета. Эта идея обещает принести миллиарды фунтов прибыли.
Находящийся в Великобритании Ан-124 был построен в 1993 году и включен в государственный реестр России с бортовым номером RA-82070. Его первым собственником было российское АО "Аякс", а эксплуатантом - Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Борт проходил перерегистрацию, но ни разу из реестра гражданских судов России не исключался.
В 1997 году оказавшееся в сложном финансовом положении АО "Аякс" взяло под залог "Руслана" кредит в банке "Империал". А 8 августа того же года Ан-124 не смог вернуться на родину и остался в аэропорту голландского города Маастрихт - у "Аякса" не оказалось денег на оплату аэропортовых сборов, технического обслуживания и топлива.
В то же время инвестиционная компания "Центр-Капитал" решает купить АО "Аякс" вместе с его собственностью и долгами.
- Формально Ан-124 в аэропорту Маастрихта до 1997 года не арестовывался, так как никаких судебных решений об этом в адрес авиационных властей России не поступало, - утверждает гендиректор "Центр-Капитала" Роман Пахомов. - Аэропорт в суд не подавал, так как без разрешения его руководства "Руслан" никуда бы не улетел.
По словам Пахомова, процедура выкупа лайнера и улаживания финансовых обязательств "Аякса" затянулась на три года. 19 мая 2000 года уставший ждать возврата кредита банк "Империал" обратился в суд Маастрихта с заявлением об аресте самолета и попросил назначить хранителем воздушного судна главу юридической фирмы "Де Меерман Би Ви" господина Маринуса. Однако уже 27 октября 2000 года "Центр-Капиталу" удалось наконец погасить долг "Аякса" и стать собственником судна.
Банк "Империал" еще 20 октября 2000 года уведомил российские авиационные власти и партнеров в Нидерландах о том, что самолет освобожден от залоговых обременений. Однако "Центр-Капиталу" так и не удалось увидеть приобретенный "Руслан". 4 декабря 2000 года фирма "Де Меерман Би Ви" провела аукцион, в котором участвовали всего две компании: английская фирма Air Foyle Ltd и российский Морской акционерный банк. Россияне предлагали за лайнер 400 тысяч долларов. Англичане - 6 миллионов. Им он и достался. Хотя реальная стоимость судна на тот момент составляла, по данным экспертов, около 20 миллионов долларов.
"Центр-Капитал" пытался оспорить назначение аукциона, однако суд Нидерландов признал проведение торгов законным.
- Мы просто использовали представившуюся возможность купить самолет по хорошей цене, - заявил "Известиям" руководитель Air Foyle Ltd Брюс Берд. - Сейчас лайнер находится на стоянке в хорошем состоянии. Мы планируем использовать его для коммерческой перевозки грузов.
Самое удивительное, что в соответствии с финансовым отчетом, который имеется в распоряжении редакции, у Air Foyle Ltd, находящейся в тесной связи с украинским предприятием АНТК им. Антонова, на тот момент не было ни своих, ни заемных 6 миллионов долларов. "Руслан" даже не внесен в основные фонды фирмы, и поэтому можно говорить о заказе определенных структур Великобритании на незаконное отторжение у России этого самолета", - считает председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Николаев. По его словам, еще в 80-е годы СССР, США и Великобритания приступили к реализации идеи запуска космических объектов с борта самолета. Однако ни одной из стран не удалось завершить проект, так как не было лайнера большой грузоподъемности. "В 90-е годы Россия, значительно опередив в этом направлении западных конкурентов, ближе всех подошла к реализации идеи, использовав в качестве носителя уже созданный к тому времени Ан-124, - считает Николаев. - В США проблема с самолетом не решена, а британцы, занимающиеся проектом "Хотол", предусматривают использование в качестве носителя именно Ан-124".
В ближайшие 15 лет на орбиту должно быть выведено около двух тысяч малых и средних спутников. Емкость этого рынка составляет 15 миллиардов долларов. Однако приобрести Ан-124 законным путем англичанам было бы весьма затруднительно.
В Направлении экспортного контроля Минобороны России "Известиям" сообщили, что "Руслан" относится к технике двойного назначения. Его экспорт возможен только после того, как эксперты военного ведомства ознакомятся с комплектацией конкретного лайнера, его конечным потребителем и целями использования. Разрешения на экспорт борта RA-82070 и других подобных самолетов никогда никому еще не выдавались. "Кроме того, Женевская конвенция от 1948 года о международном признании прав на самолет запрещает продажу техники двойного назначения, так что аукцион в Маастрихте абсолютно незаконен хотя бы уже из-за этого", - утверждает Николаев.
В январе 2001 года арбитражный суд Москвы своим решением, подтвержденным позже в высших инстанциях, признал право собственности ООО "Центр-Капитал" на борт RA-82070 и запретил исключать его из реестра воздушных судов России. Однако уже в феврале Ан-124 из Маастрихта перегнали в Киев. Он был включен в реестр гражданских судов Украины, что незаконно, так как двойная регистрация противоречит Чикагской конвенции 1944 года о международной гражданской авиации. В августе киевский арбитражный суд также признал право собственности "Центр-Капитала" на самолет, но в октябре Air Foyle Ltd перегнала "Руслан" в Британию, где он находится по сей день.
- По закону нам запрещено вмешиваться в споры собственников, - заявил "Известиям" представитель Управления государственного надзора за безопасностью полетов Государственной службы гражданской авиации России Владимир Девяткин. - Нас больше волнует безопасность эксплуатации этого конкретного лайнера.
По его словам, если Air Foyle Ltd поднимет давно не летавший самолет в воздух и произойдет катастрофа, то иски пострадавших будут предъявлены не английской фирме, считающей себя собственником, а России, где зарегистрирован борт RA-82070.
"Центр-Капитал" пытался оспорить результаты аукциона в голландском суде, но проиграл процесс. Сейчас это главный козырь англичан.
- Уважение к закону другого государства - одна из частей международного законодательства, - заявил "Известиям" директор Аir Foyle Брюс Берд. - Российская сторона пыталась в судебном порядке приостановить аукцион, но голландский суд отказал ей. Наша компания купила самолет в соответствии с голландскими законами.
Сейчас, получив поддержку судов России и Украины, "Центр-Капитал" намерен судиться с Air Foyle на родине Джеймса Бонда. И хотя перспективы предстоящего процесса весьма туманны, россияне собираются "идти до конца".