Конфликт между двумя нефтяными компаниями ЮКОС и ТНК за контроль над газовой компанией «Роспан», принадлежавшей ранее «Газпрому» и «Итере», вчера был объявлен завершенным. Теперь ТНК вряд ли будет продолжать мешать ЮКОСу в покупке акций Восточной нефтяной компании, выставленных на аукцион Российским фондом федерального имущества (РФФИ).
В 1990-х годах «Газпром» передал «Роспану» лицензии на два крупных газовых месторождения в Западной Сибири (Ново-Уренгойское и Восточно-Уренгойское) с запасами в 560 млрд кубометров газа. Сам «Газпром» в освоение месторождений деньги вкладывать не хотел, поэтому акции «Роспана» вскоре оказались в собственности «Итеры», пользовавшейся симпатиями прежнего руководства газового концерна.
«Роспан» тем временем стал банкротом, а интерес к нему стала проявлять Тюменская нефтяная компания (ТНК), которая сумела скупить долги предприятия и стать его крупнейшим кредитором. Интерес ТНК к «Роспану» объясняется просто. Нефтяные компании России недовольны тем, что газовый бизнес в стране сейчас почти полностью сосредоточен в руках «Газпрома», и хотят по образцу своих западных аналогов стать многопрофильными корпорациями, добывающими и перерабатывающими нефть, газ и производящими электроэнергию. Однако для этого им нужны крупные газовые месторождения, например, такие, как у «Роспана».
ТНК пыталась договориться с «Итерой» о совместном управлении «Роспаном», рассчитывая на покупку 44% акций компании. Однако «Итера», бизнес которой пошатнулся после смены руководства «Газпрома», решила в прошлом году полностью избавиться от акций газовой компании, но продала их не ТНК, а ЮКОСу.
Между ЮКОСом и ТНК начался острый конфликт. ЮКОС контролировал все акции «Роспана», но не имел никакой власти над предприятием, так как ТНК являлась его крупнейшим кредитором -- а именно кредиторы управляют предприятиями-банкротами. Обе стороны вложили в проект десятки миллионов долларов.
Между двумя компаниями был открыт второй фронт войны -- за акции Восточной нефтяной компании (ВНК). Пакет в 36,8% акций ВНК государство пытается продать уже пять лет, но несколько аукционов были сорваны по разным причинам. Госпакет ВНК, по мнению аналитиков, не нужен никому, кроме ЮКОСа, который уже владеет в ней контрольным пакетом. Компания Михаила Ходорковского весной 2001 года проинформировала правительство о своей готовности выкупить оставшиеся у государства акции. Накануне аукциона, назначенного на 29 декабря 2001 года ТНК заявила, что готова выкупить пакет по цене 400 млн долл. против стартовой цены в 225 млн долл., если РФФИ убедит ТНК как потенциального покупателя в том, что ЮКОС, управляющий ВНК с 1997 года, не оставил от компании пустую оболочку. РФФИ пришлось отменить аукцион для дополнительного расследования, а ЮКОС пообещал к новому аукциону удовлетворить появившиеся у государства претензии.
Новый аукцион назначен на 24 мая, но уже вчера ЮКОС заявил, что конфликт с ТНК из-за «Роспана» исчерпан. «ЮКОС продал ТНК 44% акций «Роспана» вечером 8 мая», -- сказал газете «Время новостей» представитель ЮКОСа Александр Шадрин. По его словам, акционеры «Роспана» договорились об условиях совместного управления газовой компанией. В ТНК эту информацию оказались не готовы подтвердить.
Заявление ЮКОСа было сделано сразу после того, как федеральный арбитражный суд Московского округа 13 мая принял решение возобновить процедуру банкротства «Роспана». «Отношения кредиторов с «Роспаном» и отношения ЮКОСа с ТНК теперь нельзя объединять. Новые акционеры сделают все для скорейшего прекращения банкротства», -- пообещал г-н Шадрин.