Офшорная фирма, учрежденная автомехаником из Еревана, имеет все шансы отсудить $8,5 млн у импортеров грузовиков MAN, Iveco, DAF, Volvo, Merсedes, Renault. Высший арбитражный суд России подтвердил эксклюзивное право офшора на изобретение под названием "коробка передач транспортного средства".
Компания Monolith Business Inc. , зарегистрированная на Виргинских островах, уже начала подавать иски к иностранным производителям грузовиков, пытаясь взыскать $1200 с каждого грузовика, ввезенного в Россию за последние четыре года. Учредитель Monolith Ашот Кандаян, в недавнем прошлом механик, получил патент N 1463526 от ГНТЦ "Научный автомобильный институт" (НАМИ). За это он пообещал ученым 5% прибыли от последующего коммерческого использования патента.
Ученые НАМИ запатентовали свое изобретение еще в 1986 г. С коммерческой точки зрения оно интересно тем, что описанная в патенте коробка передач полностью идентична изделию немецкой компании Zahnradfabrik Friedrichshafen AG (ZF) , устанавливаемому на большегрузные машины почти всех европейских производителей. Только Skania использует коробки передач собственного производства.
Monolith Business Inc. выиграла у российского представительства ZF во всех трех российских арбитражных инстанциях. В решении Московского арбитражного суда, копия которого имеется в распоряжении "Ведомостей", предписано "обязать "Цанрадфабрик Фридрихсафен АГ" прекратить нарушение исключительных прав патентообладателя". Зампред Высшего арбитражного суда Владимир Исайчев в протесте немецкой компании отказал.
Теперь компания Ашота Кандаяна подала в Московский арбитражный суд иск к импортеру собранных в Белоруссии большегрузов MAN - компании "МАЗ-МАН Трак Трейдинг " - на сумму $135 000. Кандаян утверждает, что вскоре ответчиками по таким же искам станут импортеры грузовиков MAN, Iveco, DAF, Volvo, Merсedes, Renault. По подсчетам механика, за последние четыре года в Россию ввезено порядка 7000 большегрузов с "пиратскими" коробками.
В разбирательствах с виргинским офшором интересы ZF и "МАЗ-МАН Трак Трейдинг " представляет патентный поверенный Ирина Веселицкая из бюро "Евромаркпат". Она утверждает, что европейские автопроизводители используют изобретение, запатентованное в СССР в годы перестройки, с 1906 г. На 6 июня назначено заседание Высшей патентной палаты, которое, как надеется поверенный, аннулирует патент. Без решения палаты Московский арбитражный суд отказывается рассматривать иск Кандаяна к "МАЗ-МАН" по существу.
Интересно, что Кандаян и его союзники из НАМИ не спорят с Веселицкой о том, кто на самом деле изобрел коробку передач. "Мы ведь не претендуем на европейские права на эту коробку, - поясняет первый замгендиректора НАМИ Ольгерт Гируцкий. - Просто в России это изобретение не было никак защищено, и теперь любому, кто хочет использовать у нас эту коробку, придется платить роялти законному патентообладателю". В связи с этим Гируцкий призвал корреспондента "Ведомостей" "при написании статьи с любовью отнестись к России". А Кандаян, например, уже относится к ней с любовью - он не собирается предъявлять претензий, например, заводу КамАЗ (который также использует описанную в его патенте коробку передач).
В большинстве российских представительств западных автогигантов отказываются комментировать иск Monolith Business Inc. А руководитель московского офиса Iveco Александр Царев говорит, что "рынок импортных большегрузов очень маленький, ввозится по 1500 новых грузовиков в год и негативные новости рынку ни к чему". Но автомобильный аналитик Объединенной финансовой группы Юлия Жданова думает, что увеличение цены большегруза на $1200 не скажется на спросе критично: "Если тебя не пускают в Европу на КамАЗе или МАЗе, а тебе надо туда что-то везти, то тебе придется купить Merсedes, даже если он будет стоить не $70 000, а $71 200".