Пока суть да дело, трейлеры с иномарками спешат в сторону границы |
Арбитражный суд Москвы разрешил спор между Государственным таможенным комитетом и Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в вопросе о так называемых белых дилерах. Речь идет о приказе ГТК N847 от 24 августа 2001 года, согласно которому официальные дилеры иностранных компаний включаются в особый перечень и проходят таможенный контроль по упрощенной процедуре.
Это позволяет не только быстро и без проволочек оформлять на таможне крупные партии автомобильной техники, но и рассчитывать ее стоимость по заводским инвойсам, которые заметно ниже среднерыночных цен каталога Superschwacke, применяемых для всех остальных импортеров автомобилей.
Такой порядок разрабатывался в ГТК при активном участии членов автомобильного комитета Европейского делового клуба, куда входят российские представительства всех крупнейших западных компаний. В итоге в 1999 году появился приказ ГТК N450, который устроил обе стороны: таможенникам он дал возможность без лишних хлопот собирать пошлины вперед - по предварительным заявкам дилеров, а иностранным компаниям и их дилерам - растаможивать машины с учетом дилерских скидок и работать по долгосрочным планам и строгим графикам.
В августе прошлого года на базе того приказа в ГТК был издан приказ N847 "Об особенностях контроля таможенной стоимости транспортных средств". Он, во-первых, расширил номенклатуру товаров, которые получают "зеленый коридор" - теперь это еще и грузовики, мотоциклы, скутеры. А во-вторых, новый приказ был зарегистрирован Минюстом и, соответственно, приобрел более высокий статус.
Последнее особенно вдохновило зарубежных бизнесменов. "Мы одобряем усилия Таможенного комитета по поддержке официальных дилеров. Более того, это нужно самим потребителям. Автомобиль - товар дорогой, им пользуются много лет. Поэтому важно, чтобы в стране осуществлялся соответствующий сервис, имелись необходимые запчасти. Но только на автомобили, ввозимые официальными дилерами, распространяется гарантия производителей и их дальнейшая сервисная поддержка", - заявил корреспонденту "Эксперта" президент компании "Тойота Мотор" Норио Нака.
"Ввоз машин через серых дилеров опасен тем, что на рынок попадают автомобили, не адаптированные к российским условиям, с дефектами и без каких-либо гарантий, - отметила менеджер по связям с общественностью московского представительства ЗАО 'Форд Мотор Компани' Оксана Хартонюк. - В свою очередь, это подрывает авторитет западных компаний, негативно отражается на их брэндах".
Новшество серьезно ударило по серым дилерам. У них заметно снизились рентабельность бизнеса и объемы продаж. Поэтому сейчас некоторые сторонники официальных дилеров говорят о том, что в случае отмены "зеленого коридора" цены в российских автосалонах могут вырасти, а пострадают в итоге покупатели. Однако представители западных концернов затруднились ответить нам, может ли такое случиться. Во всяком случае, каких-либо расчетов у них пока нет.
Своя позиция у МАП, который увидел в действиях таможенников нарушение антимонопольного законодательства и вынес предписание об отмене упомянутого выше приказа Таможенного комитета. По мнению министерства, приказ ГТК о льготном порядке ввоза иномарок создает незаконное конкурентное преимущество тем фирмам, которые попали в "белый" список. Заместитель руководителя пресс-службы МАП Олег Мишаков так прокомментировал корреспонденту "Эксперта" позицию министерства: "Правила должны быть одинаковы для всех. Нельзя заранее объявлять одних участников рынка добросовестными, а других априори считать недобросовестными. Это, в конце концов, противоречит законодательству, в том числе Таможенному кодексу".
Трудно сказать, увидел это противоречие МАП самостоятельно или по подсказке обиженных неофициальных дилеров. Ведь именно их интересы вольно или невольно отстаивает сейчас антимонопольное министерство, говоря о незаконных льготах.
"Никаких льгот этот приказ не предполагает, - подчеркнула в беседе с 'Экспертом' руководитель пресс-службы ГТК России Ирина Скибинская. - Льготы - это полное освобождение от пошлин или их существенное снижение. В данном случае, наоборот, белые дилеры платят сполна, они подпадают под более жесткий таможенный контроль, их деятельность становится прозрачной. Но это позволило за три года коренным образом изменить ситуацию с ввозом в страну импортных автомобилей и запчастей, установить цивилизованные правила торговли. К тому же списки официальных дилеров периодически обновляются, и в них может быть включена любая компания, которую инофирмы утвердят в качестве своего дилера".
Аргументы Таможенного комитета поддержал и Арбитражный суд Москвы, признавший акты МАП России в отношении ГТК недействительными. Однако антимонопольное ведомство сдаваться не намерено: "У нас есть уверенность в своей правоте и возможность в течение месяца обжаловать судебное решение в апелляционной инстанции. Как только получим мотивированное решение суда, мы этой возможностью воспользуемся", - отметил Олег Мишаков.
Очевидно, МАП рассчитывает на то, что законодательством РФ предусмотрен упрощенный порядок таможенных процедур для определенных групп товаров, но никак не установление такого порядка для отдельных хозяйствующих субъектов, получающих рыночные преимущества. Уверенности министерству придает и европейский опыт - с 1998-го по 2001 год Комиссия ЕС трижды штрафовала за ограничение прав дилеров крупных автопроизводителей и импортеров. Суммы штрафов доходили до 90 млн евро.
Словом, точку в этом вопросе ставить рано. А потому иностранные автомобильные компании, их дилеры, белые и серые, а заодно и все автомобилисты опять будут следить за тяжбой двух российских ведомств.