Парамонова вступилась за коллегу
Вчера в Замоскворецкий суд Москвы были вызваны сразу несколько бывших и действующих высокопоставленных представителей Центробанка. Среди них - экс-глава ЦБ Виктор Геращенко и первый зампред Центробанка Татьяна Парамонова. Они проходят свидетелями по делу замначальника Главного управления ЦБ по Москве Александра Алексеева, обвиняемого в превышении должностных полномочий при кредитовании АКБ "СБС-Агро". По мнению следствия, финансист нанес государству ущерб в размере 5, 8 млрд. рублей.
Первым суд собирался выслушать Виктора Геращенко. Его вызвали к 11 часам. Но Геращенко в зале не появился, зато прислал письмо, в котором заявил, что Алексеев ни Центробанку, ни государству никакого ущерба не нанес и вообще ни в чем не виновен. После этого федеральный судья Татьяна Чуева приступила к оглашению материалов дела.
Эта история началась в октябре 1998 года, когда совет директоров ЦБ РФ решил выделить "СБС-Агро" стабилизационный кредит в размере 7, 4 млрд. рублей под залог акций этого банка и под поручительства 77 субъектов РФ. Кредитование было произведено через ГУ Центробанка по Москве, которым тогда руководил Константин Шор. Именно он и поручил своему заму Алексееву подготовить документы на выдачу кредитов. Стоит отметить, что и сам Шор в 2001 году два месяца числился обвиняемым по этому делу. Но его вины следствие не усмотрело, и дело прекратили, а вся ответственность легла на Алексеева, чьи подписи стояли на документах о выдаче кредита. Превышение должностных полномочий финансиста, по мнению следствия, выразилось в том, что он подписал документы о перечислении денег, не дожидаясь исполнения заявленных условий со стороны "СБС-Агро" - назначения на руководящие должности в "СБС-Агро" людей, рекомендованных Центробанком. С октября 1998 по апрель 1999 года на счета "СБС-Агро" было переведено 5, 8 млрд. рублей, которые до сих пор не возвращены. Между тем уже в самом начале следствия стала складываться парадоксальная ситуация. Из заключения Счетной палаты следовало, что поступившие в "СБС-Агро" деньги были потрачены по назначению: около 3 млрд. перечислено в госбюджет, сельчанам на посевную досталось почти 2 млрд., а еще 600 млн. ушло на расчеты с вкладчиками. Самое же интересное, что и сам ЦБ никаких претензий к своему подчиненному Алексееву не имел и не имеет. Об этом на допросах у следователя говорили и Геращенко, и все члены совета директоров ЦБ.
Подтвердила это и нынешний первый зам-председателя Банка России Татьяна Парамонова. Она явилась точно к назначенному времени. Ее допрос занял немногим более получаса.
"Обвинение утверждает, что нанесен ущерб Центробанку. Вы это подтверждаете?" - задала вопрос судья. "С точки зрения права ущерб не нанесен", - ответила Парамонова. Она объяснила, что в мае 2001 года Московский арбитражный суд утвердил мировое соглашение между "СБС-Агро" и его кредиторами, к которым относится и ЦБ. Срок погашения задолженности продлен на 25 лет. "Таким образом, данная задолженность не может быть отнесена к убыткам Центробанка, поскольку сохраняется возможность ее погашения. Эту сумму мы не списали", - отметила Парамонова. И, упреждая следующий вопрос судьи, продолжила: "Что касается государственных интересов, то и им не был нанесен ущерб: по закону о Центробанке, государство не отвечает по обязательствам ЦБ и ЦБ не отвечает по обязательствам государства". "Какие нарушения при выдаче кредита допустил Алексеев?" "Я не думаю, что он их допустил", - без раздумий ответила Парамонова.
После этого суд приступил к изучению неких финансовых документов, содержащих гостайну, и представителей СМИ попросили покинуть зал.
Общаясь в перерыве с журналистами, Алексеев заявил, что не понимает, как ему могли предъявить обвинение в превышении должностных полномочий: "Под этим термином подразумевается лицо, работающее в госучреждении, но ЦБ не является таковым и имеет особый статус".
Фото:
- Татьяна Парамонова вышла из суда в приподнятом настроении
Фотограф: Франк Вильягра/Газета