"Предприятия в значительной степени приватизированы, но прежние привычки командования -остались"
В. В. Путин
(Из послания к Федеральному Собранию)
Магадан - трудный ребенок первой пятилетки - расцветал в непростых зимотических условиях, которые не идут ни в какое сравнение, например, с Петербургом, находящимся на той же самой параллели. Возможно, поэтому, несмотря на общеизвестный патриотический подъем начала 30-х годов, освоение южного подбрюшья Колымского края оказалось немыслимым без самого живого участия так называемых "забайкальских комсомольцев". Самая яркая звезда УСВИТ-Лага (Управления северо-восточных исправтрудлагерей) Магадан в связи с новейшими веяниями в законодательстве давно утратил свое уголовно-исполнительное значение, но традиции местного бизнеса, предполагающие беспрекословное подчинение старшим по званию, пережили основателей города.
Поскольку "комсомольцы" доставлялись сюда пароходами через Владивосток, магаданский порт и "мрачные очертания скал, окружавших бухту Нагаево" - первое, что видели пришельцы на колымской земле, и для них он, по образному выражению писателя Шаламова, на долгие годы стал "причалом ада". К самим портовикам эта метафора не имеет отношения: как признает писатель, "вольняшки" в порту, стоило конвою зазеваться, бросали в колонну зэков целые буханки хлеба.
Несмотря на то, что богатство Магадана прирастает в первую очередь верхнеколымским золотишком (до 12 тонн в не слишком удачный год), порт играет в его жизни огромную роль - в "Британской энциклопедии" после слова "Магадан" идет слово "порт" и лишь затем "административный центр Магаданской области". Лаконичный адрес этой организации - Магадан, Морской порт - позволяет представить себе масштаб его деятельности в новых условиях хозяйствования.
Уступив велениям времени, в 1994 г. трудовой коллектив принял участие в акционировании своего предприятия: внушительный пакет акций (за вычетом 42% сторонних "инвесторов") обеспечивал ему относительно надежную почву под ногами.
Довольно скоро портовикам пришлось узнать, как чувствует себя их основной клиент - моряк - на утлом суденышке среди разъяренной стихии: уже в 1998 г. местный арбитражный суд назначил им внешнего управляющего - по сведениям профкома докеров, ставленницу магаданского губернатора В. Цветкова.
Несмотря на все внешние факторы, порт работал настолько устойчиво, что сумел соскочить с крючка Закона о несостоятельности - в 2000 г. с кредиторами было заключено мировое соглашение и, более того, директором был избран работник порта Н. Бондарь. Едва ли можно считать совершенно бескорыстным его решение наряду с погашением задолженности перед кредиторами погасить долги по зарплате, которая годами не выплачивалась и ему самому. Этим воспользовался банк "Российский кредит", который уличил порт в увеличении расходов на 40, 5% и потребовал смещения генерального директора. Как видно, колымские корпоративные проблемы банк принят очень близко к сердцу, благо решение его собственных проблем с вкладчиками вследствие любезности Арбитражного суда г. Москвы отложено на 10 лет.
Как неожиданный и тем более ценный подарок судьбы, воспринял инициативу незадачливого банка заместитель местного -губернатора Э. Лосинский, позиция которого ("серьезные недостатки имеются, с ними надо считаться") проводилась в жизнь с упорством лесного великана. Повышение докерам зарплаты (до 8100 руб. в среднем, что в масштабах солнечного Магадана отнюдь не богатство) выглядело несколько вызывающе, - как если бы "комсомольцы" 30-х сами устанавливали себе размер пайки. Однако главным источником раздражения для магаданской администрации стало согласие антимонопольного министерства на повышение основных портовых тарифов. Дошло до того, что сам губернатор написал жалобу о тлетворном влиянии тарифов на уровень жизни в области, но министерство обратило внимание государственного мужа на то, что "отсутствие индексации тарифов порта в 1998-1999 гг. явилось одним из существенных факторов, приведших предприятие к банкротству". Данными о том, что этот довод был губернатором оспорен, редакция не располагает.
Упреки в умышленном банкротстве местных предприятий в Магадане уже звучали и даже привлекли внимание прессы. Так, по словам корреспондента "МК", "ни закон, ни даже формальная логика... и близко не стояли", например, на процессе о банкротстве "Магаданрыбпрома". имущество которого разошлось по символическим ценам. Но поскольку морпорт сумел увернуться от аналогичной участи, руководству области пришлось искать новые подходы к упрямому директору порта, который, будучи выходцем из рабочих, даже не думал поступаться принципами, а воздействовать на него методами легендарных начальников Даль-строя не позволяла эпоха.
Сама администрация области не имела в уставном капитале порта ни грошика, Лосинский заседал в совете директоров порта исключительно по милости Минимущества, и выпад "Роскредита" пришелся как нельзя кстати. Присутствовавшие на заседании 20 февраля члены совета директоров от Минимущества (Рейварт из Минтранса и Коржицкий), по-видимому, начали что-то сообщать в центр. Во всяком случае, как это иногда случается с Минимуществом со времен Коха, махина министерства зашевелилась и стала выписывать непонятные круги - если в первоначальных директивах представителям предписывалось голосовать против прекращения полномочий действующего генерального директора и избрания нового, то вскоре небезызвестный заместитель министра Н. А. Гусев дает "представителям Российской Федерации" указание голосовать за проведение внеочередного собрания по требованию "Роскредита", которое как раз и включало оба этих вопроса повестки дня. Что могло произойти в уютном кабинете Гусева, можно только догадываться, но внеочередное собрание на 12 мая - за две недели до очередного - совет директоров успел назначить.
Сами по себе маневры безвременно лопнувшего банка при поддержке Никольского переулка с его широко известной нравственной позицией не смогут запросто похоронить порт - его работники имеют достаточный опыт в отстаивании интересов своего предприятия. Пока Бондарь их не обманывает, оснований для оптимизма у администрации области немного. В то же время непонятная ситуация складывается с кандидатурами в совет директоров -от 25, 5% Минимущества в бюллетень внесены 5 граждан, от 17, 18% "Роскредита" 1 и от работников порта тоже 1 - сам директор Бондарь. Не лучше картина в ревизионной комиссии (где соотношение сил 2:1:1 ), и лишь в счетной комиссии подавляющее большинство имеют работники порта (в помощь им "Роскредит" подобрал экономиста Арбуз). Но если текущая деятельность порта не вызывает опасений, то вопросы общего руководства, отнесенные законом к компетенции совета директоров, могут оказаться минным полем. Три представителя Минимущества из 5 работают в Минтрансе, который работой порта доволен (на страницах Бюллетеня Совета Федерации губернатор жаловался, что предложение "подвергнуть процедуре банкротства наш морской порт" вызвало сопротивление Минтранса). Но и они не свободны от обязанности исполнять директивы Минимущества, которое может позволить голосовать, исходя "из интересов государства и акционерного общества" (что для областной администрации было бы крушением всех надежд) или дать прямые указания голосовать определенным образом, и тогда акционеры пожалеют, что связали свою жизнь с портовым промыслом - другую работу в современном Магадане найти трудно.
Возможно, поэтому коллектив порта, потеряв терпение, обратятся к В. В. Путину с просьбой "принять срочные меры в отношении губернатора... Цветкова В. И. вплоть до его снятия" (подписи на 8 листах). Федеральный закон "Об общих принципах организации управления в Российской Федерации" такое право президенту предоставляет (в начале этого месяца Конституционный Суд признал закон соответствующим Конституции РФ: см. материал "Федерация позаботилась о меньших братьях"). Правда, за время действия закона президент своим правом ни разу не воспользовался.
Фото:
- Магадан. Памятник жертвам государственной экономики