Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ПРЕИСПОДНЯЯ В ТУНДРЕ

Затянувшийся конфликт вокруг несостоявшегося банкротства газового предприятия "Роспан" может стать причиной крупной техногенной катастрофы в Западной Сибири, способной унести жизни тысяч людей

"Капитализм без банкротства все равно что христианство без преисподней", - говорил американский предприниматель Фрэнк Борман. Однако в России этот механизм совершенно извращен: банкротство стало не механизмом оздоровления, а способом убийства зачастую нормально работающего производства с последующим переделом собственности. Причем какая-нибудь там "Пирожковая" вряд ли будет банкротиться: судебная тяжба - вещь дорогая. А вот крупные предприятия стали объектом настоящей охоты. Пример - банкротство крупного ямальского газового предприятия - ЗАО "Роспан-Интернешнл". Причем ситуация здесь грозит выйти из-под контроля. Специалисты опасаются тяжелых экологических последствий: принципиально опасное производство в отсутствие нормального собственника может превратить в настоящую преисподнюю целый регион российского Севера.

История почти банальная. Россия, как известно, страна больших возможностей. Особенно по части моментального и не слишком добросовестного обогащения. Зачем, к примеру, строить новые предприятия, когда можно захватить и разворовать уже существующие. Неудивительно, что целые финансово-промышленные группы специализируются на захвате чужой собственности, причем с формальной точки зрения на совершенно законных основаниях. Дело в том, что действующее законодательство о банкротстве позволяет в случае необходимости довести до разорения практически любого.

Сценарий прост. В условиях рыночной экономики ни одно работающее предприятие, заинтересованное в расширении производства, не может обойтись без кредитов. Следовательно, нужно тихо скупить долги выбранной жертвы, а потом в урочный час, гневно размахивая векселями, обратиться в суд и начать процесс, который на языке юристов называется процедурой банкротства. Прежняя дирекция лишается своих полномочий, а бразды правления передаются так называемым конкурсным управляющим - ставленникам кредитора. Первым делом они влезают в новые долги и, пока законные владельцы ищут правды в различных судебных инстанциях, доводят предприятие до состояния полного упадка.

Именно по такой схеме третий год развиваются события вокруг ЗАО "Роспан-Интернешнл" - крупного газодобывающего предприятия, расположенного в Ямало-Ненецком округе. "Роспану" принадлежат права на разработку Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского газовых месторождений, запасы которых составляют 560 млрд. кубометров газа и 96 млн. тонн газового конденсата. Сколько это в долларах, даже страшно себе представить.

Но уникальность предприятия заключается в другом: добыча природных материалов ведется с глубины четырех километров. Технология новая, не до конца опробованная, требующая постоянного строжайшего контроля за производственным процессом: речь все-таки идет о газе. Но кредиторам-захватчикам технологические тонкости, похоже, совершенно не интересны. Чужие миллиарды заставляют пренебречь не только предпринимательской этикой, но и здравым смыслом.

Совсем недавно Новый Уренгой, рядом с которым расположено производство "Роспана", был своего рода Ямало-Ненецким Клондайком. Сюда приезжали на заработки со всей страны и из ближнего зарубежья. Здесь можно было найти квалифицированную и хорошо оплачиваемую работу на современном высокотехнологичном производстве. В то время как в большинстве регионов наблюдался промышленный спад, рабочие "Роспана" вовремя получали "северные" зарплаты и надбавки и, что важно, чувствовали себя причастными к большому и нужному делу. Однако идиллия длилась недолго: вскоре выяснилось, что стабильное предприятие, расширяющее производство и внедряющее новые технологии - банкрот.

Назначенный кредиторами управляющий стал действовать в полном соответствии с законами жанра. "Мнимому больному" прописали весьма специфическую терапию, такую, чтобы банкротство затянулось на годы. И это понятно: любым захватчикам не интересно думать о будущем, гораздо больше их интересуют живые активы предприятия. Пока новое руководство в спешном порядке "осваивает" существующие ресурсы, вопросы производства, мягко говоря, отходят на второй план. Материальный ущерб от подобного кризисного менеджмента составляют десятки миллионов долларов. Минувшие два года с точки зрения развития предприятия можно считать потерянными. Однако даже такая нелицеприятная оценка звучит довольно мягко.

Сегодня "Роспан" в глубокой депрессии. Некогда процветавшее и приносившее огромные доходы предприятие не может подняться с колен. Давно пошли задержки по заработной плате, премию работники предприятия уже не зарабатывают, нависла угроза массовых увольнений. Получаемых рабочими денег хватает разве что на выпивку, а отсюда недалеко и до пренебрежения техникой безопасности на опасном производстве. Страшно подумать, чем все это может окончиться.

Экологи и общественность уже бьют тревогу. Неосторожность или просто тревожное настроение работников при добыче и транспортировке газа могут обернуться колоссальной техногенной катастрофой. Только на товарной станции Нового Уренгоя скопились десятки неотправленных составов со сжиженным газом. Достаточно одной случайной утечки, одного непотушенного окурка и... Вспомним трагедию лета 1989 года, когда на Урале из-за аварии на газовой магистрали заживо сгорели пассажиры двух встречных поездов. Теперь угроза гораздо большего масштаба нависла над Ямало-Ненецким округом. По оценкам специалистов, в результате возможного взрыва газа могут погибнуть тысячи людей, а общий материальный ущерб составит сотни миллионов долларов. Очевидно, что проблема начинает выходить за рамки обычного хозяйственного спора.

Между тем судебная тяжба вокруг банкротства продолжается. Главный акционер "Роспана" - нефтяная компания ЮКОС - выделил средства на погашение всех долгов в размере свыше трех миллиардов рублей. В этой связи 26 марта Московский арбитражный суд принял постановление о прекращении процедуры банкротства. Законные владельцы предприятия на собрании акционеров избрали нового руководителя - генерального директора В. Соловых. А Генеральная прокуратура России приняла к рассмотрению заявление нового главы "Роспана", где он подробно перечисляет факты из деятельности бывшего конкурсного управляющего и просит дать им юридическую оценку.

Кредиторы с решением суда, разумеется, не согласны, от предлагаемого погашения долгов наотрез отказываются (что доказывает, что им не возвращение кредитов нужно, а само предприятие) и намерены в ближайшее время возобновить процедуру банкротства.

Новое руководство, а также главный акционер "Роспана" - ЮКОС, намерены приложить максимум усилий, чтобы вывести предприятие из состояния, близкого к катастрофе. В ближайшее время будет проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО "Роспан-Интернешнл" в период банкротства (а там есть что анализировать) с привлечением ведущих российских и международных аудиторских фирм, а также рассмотрены требования лиц, почему-то не включенных конкурсным управляющим в список кредиторов.

С приходом на предприятие законных управленцев появилась надежда, что ситуация изменится к лучшему. Не вызывает сомнений, что "Роспан" получил от ЮКОСа серьезные инвестиции для успешной производственной деятельности, подорванной во время лжебанкротства.


Андрей Лапшов, 17, стр. 8, Версия ( Совершенно Секретно )
29.04.2002
Архив:
«апрель 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29
30          
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"