Политика ПК, направленная на упрощение процедуры таможенного оформления иномарок, дала положительный результат: импортеры стали наконец понимать действия таможенников и теперь просто выполняют их требования. Поэтому и автомобильные дилеры, и перегонщики заинтересованы в сохранении существующих правил. И попытку МАПа отменить действующий для юридических лиц порядок ввоза автомобилей как не соответствующий антимонопольному законодательству они восприняли в штыки. Пока дилеры побеждают: на прошлой неделе Московский арбитражный суд признал недействительным предписание МАПа, запрещающее упрощенный порядок ввоза автомобилей для производителей и их дилеров.
СЕЙЧАС все импортеры, имеющие официальные отношения с автопроизводителями, включены в так называемый зеленый коридор (то есть используют упрощенный порядок таможенного оформления ввозимых автомобилей), По словам вице-президента компании "Рольф холдинг" Игоря Петрова-Кондратова, все полностью оформляется на одном таможенном посту, и это существенно экономит время. Обитателям "зеленого коридора" не нужно "согласовывать таможенную стоимость", когда собираются подписи четырех чиновников, чтобы таможня согласилась считать таможенные платежи от стоимости автомобиля по инвойсу (счету-фактуре), а не по цене, указанной в немецком каталоге розничных цен на подержанные автомобили Eurotax Schwacke, которым российская таможня пользуется при определении цены автомобилей.
Упрощение таможенного оформления не означает, что контроль над сбытом ввезенных автомобилей ослабляется, просто ответственность перекладывается на производителей. Чтобы дилер попал в зеленый коридор, производитель должен включить его в список своих авторизированных импортеров, представляемый в ГТК. Туда же представляется номенклатура ввозимых моделей, образцы заводских инвойсов и годовой план поставок машин в Россию с разбивкой по месяцам. Все это позволяет ГТК минимизировать формальности на границе.
На таможенном посту ввозимые машины осматривают поверхностно - просто сверяют их комплектацию и VIN-номера с заявленными. После этого автомобили пускают в продажу. Но контроль за импортером не заканчивается: он ежемесячно посылает в ГТК отчет о реализации ввезенных автомобилей - где, когда и за сколько они проданы. Это позволяет вести точную статистику и информировать налоговые органы.
При расхождении числа ввезенных и проданных автомобилей импортера тщательно проверяют и, если нарушения действительно обнаруживают, дилера вычеркивают из льготного списка. Так в конце прошлого года случилось с "Панавто", дилером DaimlerChrysler. По информации "Ъ", с 1 апреля ЗАО "ДаймлерКрайслер Рус", дочерняя фирма DaimlerChrysler, отказалось от импорта машин через дилеров и теперь импортирует машины самостоятельно.
От введения зеленого коридора авторизованные дилеры выиграли, зато "серые" сильно проиграли. Их прибыль и обороты резко сократились. Тем самым сократилось и число нарушений таможенного режима - ведь именно на "независимых" продавцов приходится наибольшее число таможенных махинаций.
Но МАП считает противоречащим закону само существование списков импортеров-льготников и уже давно пытается его запретить. Причем это касается не только импортеров автомобилей, но и вообще всех импортеров ("особые соглашения" о прохождении таможни есть с поставщиками практически всех групп товаров). Руководствуясь законом "О конкуренции...", МАП пытается формировать рынок "по справедливости" - создавая для всех равные условия. Но, по мнению дилеров, это мешает "выстраивать рынок". Сторону дилеров принял и арбитражный суд: 15 апреля он удовлетворил иск ГТК, обжаловавшего предписание МАПа об отмене таможенного приказа N 847 от 24 августа 2001 года "Об особенностях контроля таможенной стоимости транспортных средств".
Впрочем, главный конкурент для авторизованных дилеров - это не их "серые" коллеги, а перегонщики-частники. Они сильно сбивают цены на рынке не в последнюю очередь благодаря упрощенной схеме прохождения ими таможни - как физических лиц. А поскольку частники ввозят примерно втрое больше автомобилей, чем авторизованные дилеры (в официальном сборнике таможенного статуправления приведены такие цифры: в прошлом году в Россию ввезено меньше 100 тыс. легковых автомобилей; но на самом деле их ввезено около 420 тыс., то есть более 300 тыс. легковых автомашин ввезли в страну физлица), то и ущерб им наносят существенный.
Дилеры добиваются изменения закона таким образом, чтобы они были хотя бы уравнены в правах с частными перегонщиками. Но упрощенный порядок ввоза иномарок для физических лиц правительство отменять не собирается. А вот ставки таможенных пошлин для иномарок увеличатся скорее всего уже в июне. И, по-видимому, правительство примет радикальный вариант повышения пошлин- до 35% на все автомобили независимо от возраста. Предполагается, что эта ставка просуществует десять лет (пока не встанет на ноги отечественный автопром), а затем плавно будет снижаться.
Фото:
Импортеры автомобилей отстояли в суде право договариваться с таможней