Чистосердечное признание банкиров облегчило участь вкладчиков
Елена ДРОБЫШЕВА
"Финансовая Россия" продолжает публикацию материалов о банках, пострадавших во время кризиса 1998 года, и проектах Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), связанных с их санацией.
Банк "Российский кредит" перешел под управление АРКО добровольно, и на сегодня он остается единственным банком, в отношении которого проводятся мероприятия по оздоровлению. В отличие от главы банка "СБС-Агро" Александра Смоленского руководители "Роскреда" не пошли на открытый конфликт с государством, а совершили некий стратегический маневр, позволивший банку преодолеть последствия кризиса с минимальными потерями для вкладчиков.
Венгерская рапсодия
Арбитражный суд города Будапешта на прошлой неделе удовлетворил иск венгерской компании Mehib к администрации Ленинградской области о выплате задолженности по кредиту, гарантом которого был "Российский кредит". Администрация области и руководители банка считают решение незаконным и не спешат удовлетворять претензии истцов.
Кредит на сумму 11,7 млн долларов был выдан ГУП "Леноблпассажиравтотранс" пулом венгерских банков в 1997 году - на приобретение знаменитых венгерских "Икарусов". Гарантом по сделке выступил "Российский кредит", являвшийся в ту пору уполномоченным банком Ленинградской области. Область, в свою очередь, поручилась перед "Роскредом" за автопредприятие. В 1999 году, после дефолта, венгерские банки передали права требования по кредиту венгерской компании Mehib. Летом 2000 года в рамках мирового соглашения с кредиторами задолженность за "Икарусы" была реструктурирована. Венгры, подписавшиеся под мировым соглашением, получили в денежной форме 958 тыс. долларов, то есть десятую часть просроченного долга. Оставшуюся сумму переоформили в векселя "Роскреда" со сроками погашения в 2003-2009 годах.
Однако, переоформив кредит в соответствии с мировым соглашением, Mehib неожиданно изменила свое решение и обратилась с иском в Будапештский арбитражный суд при торгово-промышленной палате Венгрии с требованием выплатить из бюджета Ленинградской области в счет погашения по кредиту около 15 млн долларов. Эта сумма, по мнению венгерской стороны, складывается из основного долга плюс проценты за просрочку.
В администрации области убеждены, что свои обязательства выполнили, передав "Роскреду" векселя банка "Пальмира" на сумму 12 млн долларов. Банк, в свою очередь, продал векселя по максимально возможной для этих бумаг цене за 6 млн долларов, которые пошли на погашение долгов другим вкладчикам. А с венгерской фирмой "Российский кредит" заключил при посредничестве АРКО мировое соглашение, условия которого в точности выполняет. Законность подписания мирового соглашения подтвердил Московский арбитражный суд.
Наблюдатели не исключают, что вся "венгерская рапсодия" с долгами была затеяна не столько с целью получения живых денег, сколько для досрочного взыскания долгов с банка. Главным объектом атаки стало мировое соглашение "Российского кредита" с кредиторами. Не секрет, что значительная часть финансовой системы Венгрии фактически принадлежит представителям американского и транснационального капитала. Судопроизводство по этому делу в США невозможно - в октябре 2000 года суд по делам о банкротстве штата Нью-Йорк вынес решение, запрещающее кредиторам подачу исков и принудительное исполнение судебных решений против банка "Российский кредит" (об этом ниже). Поэтому схема с подачей дела в суд Венгрии вполне могла быть "пробным шаром" западных кредиторов, которые не собираются складывать оружие в войне против банка.
Стоики и финансисты
До 1998 года "Российский кредит" по основным экономическим показателям занимал 7-е место среди крупнейших банков России. По количеству отделений он конкурировал с "СБС-Агро", но отставал от него по количеству частных вкладчиков. По официальным данным, публикуемым на сайте Центрального банка, в 1998 году "СБС-Агро" располагал более чем 2 млн вкладчиков, тогда как "Российский кредит" имел только 800 тыс.
У "Роскреда" была мощная промышленная составляющая. Основные направления экспансии - золотодобыча, черная металлургия и алюминиевая промышленность. Банк владел крупными пакетами Михайловского, Стойленского и Лебединского горно-обогатительных комбинатов, летом 1997 года он стал крупнейшим акционером Красноярского алюминиевого завода (28 процентов акций). При этом председатель правления Дмитрий Любинин вошел в совет директоров предприятия, а заместитель председателя совета директоров КРАЗа и владелец части его акций Анатолий Быков стал вице-президентом "Роскреда".
Президент "Российского кредита" Виталий Малкин считался членом группы крупнейших российских бизнесменов, которые, по слухам, не скупясь в средствах, помогали Борису Ельцину на выборах в 1996 году. О другой головной фигуре банка - Борисе Иванишвили известно лишь, что он занимает видное место в западных деловых кругах, живет в основном за границей, в России появляется редко. Но, по сведениям из информированных источников, именно он после кризиса 1998 года дал установку своим партнерам в России и менеджерам банка спасать "Российский кредит" всеми возможными средствами, в том числе при помощи АРКО.
Уговор дороже денег
Сложный переговорный процесс "Российского кредита" с АРКО начался, когда вкладчики уже били стекла в старинном особняке купца Морозова - официальной резиденции и особой гордости "Роскреда". По состоянию на 1 мая 1999 года превышение обязательств банка над его активами составило 420 млн долларов. Во время изучения финансового состояния "Роскреда" выяснилось, что его руководители вывели с баланса за границу на аффилированные структуры активы на 300 млн долларов. В то время подобная форма спасения активов была скорее правилом, чем исключением.
Прежде чем принять банк под свою опеку, АРКО выставило акционерам ряд жестких условий. Агентство потребовало возвратить на баланс все выведенные активы, передать агентству 25 процентов плюс одну акцию ОАО "Банк "Российский кредит"" за 10 тыс. рублей, отдать в управление 50 процентов акций, а также ввести в совет директоров семь представителей агентства для полного контроля над деятельностью банка в период его санации.
Надо заметить, что владельцев и руководителей других крупных банков, также обращавшихся за поддержкой к АРКО во время кризиса, сильно смущало последнее требование администрации агентства - о введении в совет директоров его представителей. Поэтому многие не решились сотрудничать с АРКО на условиях прозрачности всех финансовых операций. У "Роскреда" "скелетов в шкафу" было не меньше, если не больше, чем у других кредитных организаций. Не исключено, что именно поэтому руководство банка сочло за лучшее продемонстрировать их только специалистам АРКО, а не широкой публике.
Кроме того, конструктивное сотрудничество владельцев и руководителей "Российского кредита" позволило ему избежать в дальнейшем участи другого крупного банка - "СБС-Агро", который был передан под управление АРКО принудительно, без согласия владельцев. После чего его бывший руководитель Александр Смоленский начал с АРКО необъявленную войну. В результате большинство финансовых комбинаций "СБС-Агро", направленных на вывод активов, стали достоянием гласности. Сейчас Смоленским вплотную занимаются правоохранительные органы. Пример "СБС-Агро" убедительно доказал, что с АРКО лучше иметь дело в качестве партнера. Поэтому представители "Роскреда" выполнили все его условия. Ранее выведенные активы были возвращены из офшоров и консолидированы на едином счете официального партнера "Российского кредита" - ИМПЭКСБАНКа, которому досталась в наследство его филиальная сеть. Общая сумма финансирования проекта реструктуризации "Роскреда" составила 4,2 млрд рублей.
Судебная тактика
Мировое соглашение между банком и кредиторами заключено два года назад - 19 апреля 2000 года. По его условиям физическим лицам, относящимся к кредиторам первой очереди, единовременно выплачивалось 30 тыс. рублей, оставшаяся сумма вклада оформлялась в векселя банка со сроком погашения через 6, 12 и 18 месяцев. Пик предъявления к оплате векселей, выданных частным вкладчикам, приходится на апрель-ноябрь нынешнего года. Всего у банка на момент заключения мирового соглашения было 132 тыс. физических лиц с суммой требований 1,8 млрд рублей. На 1 января 2002 года общий объем переоформленных обязательств перед кредиторами - физическими лицами составил 1,6 млрд рублей (90,4 процента от суммы задолженности). В наличной форме выплачено 1,04 млрд рублей.
Наибольшие трудности связаны с погашением задолженности перед юридическими лицами - кредиторами третьей очереди, на которых приходится большая часть всего долга "Роскреда" (около 80 процентов). Основная опасность для банка исходила от Credi Agricole Indosuez - одного из крупнейших кредиторов, лид-менеджера по выпуску еврооблигаций банка на сумму 200 млн долларов. Credi Agricole до последнего судился с "Роскредом" в Нью-Йорке. Он имел шанс выиграть иск и наложить аресты на счета и имущество банка. В этом случае возникала реальная угроза невыполнения банком условий мирового соглашения, отчего пострадали бы все остальные кредиторы. И тогда АРКО перешло к нападению на поле противника.
В августе 2000 года агентство обратилось в суд штата Нью-Йорк по делам о банкротстве с тем, чтобы он подтвердил законность мирового соглашения банка с кредиторами. Важность этого процесса заключалась в том, что американское право - прецедентное, и решение, принятое судом Нью-Йорка в отношении банка "Российский кредит", создавало прецедент не только для финансовых институтов и предприятий России, но и для всей Восточной Европы. В октябре 2000 года суд Нью-Йорка признал, что схема реструктуризации долгов коммерческого банка, разработанная специалистами АРКО, правомерна и соответствует мировым стандартам. Для кредиторов это означало запрет на подачу финансовых исков к банку. К концу 2001 года банком досрочно погашена задолженность перед федеральным бюджетом по налогам и сборам на сумму более 2 млрд рублей, общая сумма погашенной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды составила свыше 2,4 млрд рублей.
Еще один рывок, еще одна попытка
Год назад 12 вкладчиков "Российского кредита" и "СБС-Агро" обратились в Конституционный суд с заявлением о несоответствии ряда положений законов "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и "О реструктуризации кредитных организаций". Вкладчики оспаривали в суде право АРКО вводить в банках, находящихся под его управлением, мораторий на удовлетворение требований кредиторов, имеющих на руках исполнительные листы. Теперь истцы требуют признать не соответствующим конституционным нормам положения закона о мировом соглашении. Пока Конституционный суд не торопится вынести по иску свой вердикт, в апреле рассмотрение дела вновь было отложено. Специалисты связывают это с тем, что "Роскред" еще рассчитывается по последним векселям, и вкладчики, не полностью вернувшие свои деньги, "забросали" аппарат Конституционного суда, правительства и президента России просьбами "не активизировать процесс", поскольку в этом случае своих денег они вообще не увидят.