начальник отдела оперативного контроля и применения ККМ УМНС России по Московской области
- Меня такой вопрос интересует. Предположим, было какое-то нарушение у нас, связанное с ККМ. За это нас могут наказать в течение двух месяцев?
- Да, только в течение двух месяцев с момента совершения этого административного правонарушения - в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
- Мне сказали, что сейчас все штрафы, связанные с ККМ, отменены. И за невыдачу чека в том числе...
- Это не так. Да, Федеральный закон N 196-ФЗ (им с 1 июля 2002 года вводится в действие новый КоАП) отменил те штрафы, которые были в законе о ККМ. Но ведь остались составы нарушений в пока еще действующем КоАП РСФСР. Это статья 146.5- торговля без документов или без применения ККМ и статья 146 - нарушение правил торговли.
- Как же правила торговли связаны с кассовыми машинами?
- В Правилах торговли, утвержденных постановлением Правительства РФ N 55, написано, что предприниматели должны оформлять ценники, выдавать кассовый чек или иной документ, подтверждающий оплату товара. Поэтому по статье 146 КоАП можно наказать за невыдачу чека и за невывешивание ценника, а по статье 146.5 КоАП - за неприменение ККМ. Но привлечь к такой ответственности могут только административная комиссия, МВД и Госторгинспекция.
- Получается, сейчас налоговые органы не могут оштрафовать?
- Да, мы сейчас не штрафуем. Мы направляем материалы в органы, которые я назвал. А с 1 июля 2002 года, когда вступит в силу новый КоАП РФ, налоговые органы будут штрафовать за оказание услуг и торговлю товарами без применения ККМ.
- Только за это?
- Да, пока да. Но не исключено, что до 1 июля 2002 года внесут изменения в новый КоАП и включат туда и другие правонарушения, которые были в законе о ККМ.
***
- Юридические лица оказывают услуги индивидуальным предпринимателям. Они должны выдавать им чек?
- Да. Сейчас должны. Вот до мая прошлого года это не было предусмотрено.
- А почему именно до мая?
- Потому что в мае Конституционный суд принял определение по этому вопросу.
- Погодите, это было не в мае, а в августе 1999 года.
- В августе 1999 года было постановление Пленума Высшего арбитражного суда N 10. А я. говорю о другом документе. Да, 4 августа 1999 года Пленум ВАС написал, что сферой регулирования закона о ККМ являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары или заказывающих услуги независимо от того, в каких целях граждане совершают покупку или заказывают услугу. Поэтому закон о ККМ подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальными предпринимателями (покупателем, клиентом). До мая месяца в Московской области эту позицию не разделяли.
- А почему у Московской области была другая позиция?
- Потому что в статье 1 закона о ККМ так написано. Процитирую - "денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин". Как видите, там четко указано, что под предприятием понимается не только организация, но и индивидуальный предприниматель. Если понимать иначе и отнести предпринимателя к населению, то получится, что население в лице предпринимателя должно применять ККМ при расчетах с населением - просто физическими лицами. А это абсурд. Но вот в мае 2001 года было определение Конституционного суда, которое поменяло ситуацию.
- А вы мне номер его не скажете? Я его запишу.
- Конечно, записывайте. Определение КС РФ N 88-0.
- От какого числа?
-От 15 мая 2001 года. Из этого определения четко следует, что Конституционный суд разделяет позицию Высшего арбитражного суда. Там написано, что независимо от целей приобретения товара должны применяться в обязательном порядке ККМ при продаже товаров и оказанию услуг предпринимателям.
- Понятно. А вы знакомы с постановлениями других судов, в частности Московского арбитражного, которые принимали совершенно противоположные решения?
- Да, знаю я такие решения.
- И вы согласны, что применение ККМ при расчетах с предпринимателями - это дискриминация предпринимателя по сравнению с юридическим лицом?
- Да, в принципе согласен. Но это моя личная позиция. Подчеркиваю - именно моя, а не официальная, позиция такая - кассовый аппарат, согласно статье 1 закона о ККМ, не должен применяться при продаже товаров и оказании услуг предпринимателям. Но в определении N 88-0 Конституционный суд написал, что ограничительное толкование статьи 1 закона о ККМ, согласно которому эта статья не распространяется на случаи осуществления денежных расчетов с гражданами - индивидуальными предпринимателями, противоречило бы целям и направленности этого закона. С этим уже не поспоришь, потому что определение Конституционного суда по этому вопросу окончательно и обжалованию не подлежит.
***
- Можно вместо чеков применять бланк строгой отчетности?
- Бланк строгой отчетности применяются только при оказании услуг населению. Есть специальный классификатор услуг, который введен с 1 января 1994 года Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.06.93 N 536. Там каждой услуге присвоен соответствующий код, и в соответствии с этим кодом каждой услуги дается разрешение на применение бланков.
- А если там нет нашей услуги, значит, мы не можем применять бланки?
- Если вашей услуги там нет и для нее не предусмотрены бланки строгой отчетности, то тогда обязательно надо применять контрольно-кассовую машину.
- А в Минфине мне сказали, что мы можем применять бланки...
- Какие услуги вы оказываете?
- По ремонту электронных весов. И я применяю бланк, утвержденный письмом Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-35.
- Я понял. Это бланк, который Минфин утвердил для лесного хозяйства. Да, Минфин действительно сначала указал, что это бланк для любого вида деятельности. Но потом Госналогслужба России в марте 1998 года письмом N ВК-6-16/210 рекомендовала, что этот бланк не для любого вида деятельности, а только для тех, которые были указаны Госналогслужбой России в письме от 22.05.95 N ЮУ-4-14/29Н. И Минфин выпустил письмо, где указал, что эта форма только для организаций Минкультуры, Минюста, Минздрава, Госкомсанэпиднадзора, Госкомстата России, департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России.
***
- Я прочитал, что ФАПСИ разработало устройство, которое будет вставляться в кассовый аппарат, чтобы пользователь не мог изменить сумму выручки. Вы не могли бы сказать, как скоро предпринимателей обяжут встраивать эти устройства и за чей счет это будет производиться?
- Я начну ответ немного издалека. В связи с тем что в стране подпольный бизнес по "скручиванию" контрольно-кассовых машин получил широкое распространение, Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ и ФАПСИ длительное время разрабатывали меры по пресечению таких фактов. Первое мероприятие, которое сейчас проводится по решению ГМЭК, - паспортизация версий всех ККМ.
- Что это за паспортизация?
- На каждой кассовой машине будет установлена только та версия, которая соответствует эталонной.
- Понятно. А какое второе мероприятие?
- Второе мероприятие-внедрение разработки ФАПСИ, о которой вы говорите, - защищенная электронная контрольная лента (ЭКЛЗ), которую ФАПСИ разработало на основе Федерального закона от 10.01.02 N 1-ФЗ об электронно-цифровой подписи. Такое средство защиты будет вставляться в каждый аппарат.
- А что представляет собой эта лента?
- Это небольшое устройство, которое будет по своим функциям аналогично фискальной памяти, но с более широкими возможностями. Если фискальная память дает данные о выручке за какой-то период, например за день, то ЭКЛЗ позволит печатать не только выручку за весь день, но и вывести на печать любой чек с электронной подписью.
- За чей счет будет устанавливаться такая лента?
- За счет владельца кассового аппарата. Такая модернизация будет проведена постепенно. Но есть решение ГМЭК от 27.11.01 (протокол N 6/65-2001) о том, что с 1 июля этого года ККМ будут включаться в госреестр только если в них есть возможность для подключения защищенной электронной контрольной ленты.