СМИ о суде
ДОМ НАЩОКИНА РАЗБИРАЮТ ПО ЭТАЖАМ
Давний спор между компанией «Тискино» и журналом «Киносценарии» о праве собственности на Дом Нащокина, похоже, вышел за рамки судебного разбирательства. По словам главного редактора «Киносценариев» Натальи Рюриковой, 22 апреля президент «Тискино» Исмаил Таги-Заде вместе с милиционерами из Тверского ОВД незаконно захватили первый этаж дома. «Захват - это если в чужую квартиру ворваться, - рассуждает Таги-Заде. - А я в свою вернулся».
'Отбивались, как могли' «Первую попытку захвата здания, - рассказала “ГАЗЕТЕ” Наталья Рюрикова, - Таги-Заде предпринял еще десять дней назад. Мы и тогда отбивались, как могли. Увещевали милиционеров, которых он привел с собой, звонили всюду. Потому что это незаконно и прав на наше выселение у Таги-Заде нет. Тогда они нас послушали и ушли». Впрочем, за эти десять дней в споре между 'Киносценариями' и 'Тискино' ничего не изменилось. Последнее решение кассационной инстанции арбитражного суда Москвы, вынесенное в феврале 2002 года, признало право собственности на особняк XVII века по Воротниковскому переулку за компанией «Тискино». Вообще же судятся из-за этого здания «Тискино» и «Киносценарии» уже несколько лет. Советское наследство В 1975 году второй этаж особняка, больше известного как Дом Нащокина, заняла редакция «Киносценариев». Само же здание находилось на балансе Госкино СССР. В 1989 году на первом этаже разместилась экспериментальное производственно-творческое объединение «Тискино», учрежденное все тем же Госкино СССР. При этом особняк целиком был передан в собственность «Тискино», а «Киносценарии» занимали второй этаж уже на правах аренды. Осенью 1998 году «Тискино» подало первый иск против «Киносценариев» в арбитражный суд Москвы. Они попросили расторгнуть договор аренды с «Киносценариями» и выселить редакцию, так как посчитали, что ее деятельность мешает «Тискино» и разрушает здание (из-за капитального ремонта на втором этаже на первом просели потолки). Кроме того, Рюрикова якобы незаконно сдала часть второго этажа в субаренду галерее «Дом Нащокина». Правда, утверждая это, истец упустил из виду тот факт, что галерея является всего лишь частью деятельности редакции и содержится на те деньги, которые журнал получает из бюджета. Впрочем, суд иск «Тискино» удовлетворил и вынес постановление о выселении «Киносценариев» вместе с галереей из особняка. Другие инстанции оставили это решение в силе. Тогда юристы «Киносценариев» решили пойти другим путем. Судебные тяжбы В начале 1999 года «Киносценарии» совместно с Мингосимуществом подали иск к «Тискино» и Москомимуществу. Они утверждали, что здание относится к памятникам истории и архитектуры федерального значения и не может быть передан в частное пользование, а значит, право собственности, которым владеет ответчик, незаконно. Проиграв спор в первой инстанции, «Киносценарии» и МГИ все же доказали незаконность владения особняком в кассации. После этого с иском о выселении «Тискино» из Дома Нащокина в суд обратилось МГИ. В январе 2000 года судебные приставы выставили «Тискино» из здания. Однако «Тискино» добилось пересмотра дела, и судебные разбирательства начались по новой. Захват Впрочем, Наталья Рюрикова и дальше намерена отстаивать право находиться в Доме Нащокина в различных судах. А Исмаил Таги-Заде, в свою очередь, решил ускорить свое возвращение. Если первая попытка оказалась для него неудачной, то вторая вполне состоялась. «Я в это время была на приеме у Лужкова по этому же вопросу, - рассказывает Наталья Рюрикова, - а Таги-Заде с милицией и еще с какими-то людьми ворвались в дом. Они повыкидывали с первого этажи наши картины, каталоги, книги, повредили макет Дома Нащокина. Они просто все разорили. Когда я попробовала выяснить, что происходит, у замначальника Тверского ОВД Галустяна, он просто сказал, что мы ему надоели со своими проблемами и чтобы я разбиралась сама, и бросил трубку. В это время в кабинет Лужкова зашел Толмачев (заместитель Лужкова. – “ГАЗЕТА”) и, увидев меня, пришел в замешательство. Но пообещал во всем разобраться и захват прекратить. И действительно прислал какого-то чиновника, который походил, поохал, сказал, что все незаконно, и удалился». По словам Рюриковой, пока люди Таги-Заде ограничились только первым этажом, но она уверена, что в скором времени захвачен будет и второй. Причина, на взгляд главного редактора, проста – кто-то хочет купить особняк в центре Москвы. «Мы не знаем, что будет завтра, - сокрушается Рюрикова. - У нас нет никаких гарантий и никакой защиты». Таги-Заде рассуждает иначе. «Что такое захват, - говорит он, - это когда вы вламываетесь в чужую квартиру. Я же вошел в свою. Второй этаж никто ведь не захватывал. Галерея осталась на месте. А первый этаж – моя собственность. Каждая комната. На то есть решение суда, и с ним мы пришли в милицию, где нам предоставили в сопровождение наряд. Когда нас выселяли приставы, мы ведь спокойно, без шума, ушли. А теперь вернулись и увидели, что весь первый этаж загажен. Что она там макулатуру хранит, одна спичка - и от памятника Пушкину (считается, что в 1836 году в этом доме гостил поэт. – “ГАЗЕТА” ) ничего не останется. Впрочем, какой это памятник. Нащокин был заурядным человеком, и выпить с Пушкиным водки было для него за честь».
|