Уважаемая редакция!
Я живу в Новом Уренгое, работаю мастером по добыче в газовой компании "Роспан". Сейчас про мое место работы много всякого противоречивого публикуют в центральной прессе, в том числе и в вашей газете (26 марта Арбитражный суд Москвы прекратил процедуру банкротства "Роспан Интэрнешнл" и отстранил от управления временного управляющего; предприятие возглавил новый генеральный директор. - Прим. ред.). Я же хотел, не касаясь конфликтующих сторон, просто рассказать о том, как разборки вокруг предприятия отражаются на нас, рабочих.
Ямал - регион газовый, это всем известно. Наш Новый Уренгой всегда был ведомственным городом. Хозяин здесь один - "Газпром". Он, как говорится, и бьет, и кормит все местное население (бюджетники не в счет, хотя и они сильно зависят от газовиков). Лето здесь два месяца в году, но мы привыкли. Ведь зарплата, что греха таить, здесь неплохая. У нас, правда, в связи с чехардой на предприятии заработки серьезно упали. А остальной народ хорошо получает. Так что люди в Новый Уренгой очень активно едут - у нас из 170 тысяч жителей почти половина без прописки живет, все больше торгаши. Оно и понятно - народ-то здесь в массе своей зажиточный, с деньгами, которые на Большой земле большинству и не снились.
Независимое от "Газпрома" промышленное предприятие в городе только одно - наш "Роспан". Мы крепко стояли на ногах до осени 1998 года, когда строители стали через суд требовать погасить им долги по подрядным работам. В октябре отстранили нашего "генерала" - многолетнего руководителя Фарида Салманова, и в "Роспане" началась чехарда.
Сколько начальников сменились за эти годы - уже и не упомнишь. То был временный управляющий, то внешний, то конкурсный... Моряки говорят: как назовешь судно - так оно и поплывет. Вот так же и с временным управляющим - какой он директор, когда временный? О чем думает человек, когда по самой своей должности он временный? Правильно - о том, чтобы, когда отпущенное ему на руководство время кончится, с пустыми руками не остаться. Наши временные, я думаю, не остались.
Вдумайтесь сами: "Роспан" добывает немало газа, приносит хорошую ежемесячную прибыль. Я слышал, чуть ли не 3 миллиона долларов. Как при стабильной работе предприятия, производящего товар на экспорт, ухитриться загнать его в долги, да такие огромные, что трудно цифры даже выговорить, и довести до банкротства, нам до сих пор непонятно.
Весной позапрошлого года в "Роспан" пришел очередной временный - конкурсный управляющий Рубцов. Говорят, что его назначение продавили кредиторы, за которыми стоят, как все говорят, какие-то "танкисты". Кто это такие, я не знаю, но они явно положили на "Роспан" глаз. Хотя сам Рубцов эти слухи отрицал: все время говорил, что назначен по решению суда для того, чтобы "стабилизировать обстановку". Вот эта стабилизация и вышла нам всем боком.
Долги нашего предприятия за время работы временного управляющего почему-то не уменьшились, а, наоборот, выросли. И толпа кредиторов, требующих деньги, выросла. Добычей они, конечно, заниматься не хотели, а интересовали их только роспановские деньги. За четыре года временные не приняли ни одного производственного решения, а только лишь занимались непонятным нам "урегулированием" чего-то там.
Причем занимались они этим тоже по-своему. Вот, прошлой осенью распространилось известие: долги "Роспана" хотела заплатить "Итера", да конкурсный управляющий не дал этого сделать. Просто отказался от денег: не надо, мол, без вас обойдемся. Оно и понятно: если долги погасить, то управляющий останется в пролете. А он, видимо, своих дел доделать еще не успел, да и в отношении "Роспана" у него были свои планы.
В общем, перспектива вырисовывалась совсем аховая: добыча покатилась под откос сильнее прежнего, зарплата сильно упала, коллектив стал разбегаться. Людей понять можно: чего дальше сидеть? Ведь если само по себе производство никакой ценности для хозяев не представляет, то какой смысл персонал кормить-поить?
Последнее решение Арбитражного суда Москвы вселило какую-то надежду. Даже не само решение, много их было за четыре года, а последующие действия новых акционеров. Не откладывая на потом, они сменили власть на "Роспане" - избрали нового генерального. Он приехал в контору с решениями суда и собрания акционеров и попросил временных вон. Наконец в "Роспане" появился полноценный директор, да не где-нибудь в Москве, как все норовили поступать временные и прочие "управляющие", а у нас, в Уренгое. Мы с ним общались. Видно, что человек опытный, производство знает, так что, возможно, не одними бумажками интересоваться станет.
Достало нас безвременье за четыре года так, что сил нет. Хочется спокойной работы, нормального хозяина, сильной руки. Противно делается, когда вокруг жизнь налаживается, а у тебя на работе сплошной сериал: что ни месяц, то новый начальник! Теперь кончился этот сериал. Завершилась на "Роспане" эпоха временных, есть у нас теперь новый директор. Дай Бог ему удачи!
Н.А. Васильев, мастер по добыче, г. Новый Уренгой