Конфликт между негосударственными лоцманскими службами и Министерством транспорта РФ пережил еще одну стадию - судебное разбирательство. Закон пока на стороне лоцманов.
Все началось с того, что правительство по инициативе Минтранса издало постановление от 17 июля 2001 года N 538, которое запретило деятельность автономных некоммерческих объединений лоцманов в крупнейших морских портах: Калининграде, Мурманске, Санкт-Петербурге, Новороссийске. Транспортное руководство таким образом решило поставить под контроль лоцманские сборы.
- Минтранс хочет получить дополнительные доходы, - сказал в интервью Владимир Егоркин, президент Ассоциации морских лоцманов России (АМЛР), - за счет статусной ренты чиновников. Ни в одном законе до сих пор четко не написано, куда должны идти и на какие нужды использоваться средства лоцманских сборов, что дает министерству право распоряжаться этими деньгами по своему усмотрению.
Чиновников понять можно. Дополнительных средств в государственном бюджете на нужды транспортников нет. Приходится искать иные источники. Выбор пал на лоцманов. Деньги можно получить неплохие, да _ и давно пора ~ было определить статус лоцманских организаций. Раньше в рамках Минтранса существовало не зарегистрированное в Минюсте положение "О морских лоцманах". Теперь его отменили.
Транспортники не нашли ничего иного, как поставить лоцманов в стратегических портах России под контроль портовой администрации. Это противоречит антимонопольному законодательству, запрещающему совмещение надзорных функций с хозяйственной деятельностью. Министерство по антимонопольной политике вынесло решение, обязывающее Минтранс вывести государственные лоцманские службы из администраций портов и создать равные условия работы для "коммерческих" лоцманов.
Транспортники обратились в Арбитражный суд г. Москвы и проиграли. Суд тоже усмотрел в действиях Минтранса нарушение закона.
Единственное, что удалось чиновникам, - это расколоть стройные до этого ряды ассоциации. Из числа ее членов вышло около 100 человек (всего же в нашей стране 450 лоцманов), которые согласились работать на государство и создали параллельную ассоциацию. Внутренние разногласия моряков усиливаются.
^ Оставшиеся три с половиной сотни специалистов непременно хотят воспользоваться решением суда для продолжения борьбы с Минтрансом. По словам г-на Егоркина, президента АМЛР, они намерены обратиться в Конституционный суд и Госдуму и добиться отмены постановления правительства N 538 либо разрешения работать в стратегических портах вместе с государственными лоцманами.
***
В 60-х годах моряки всего мира собрались и пришли к выводу, что 90 процентов всех аварий случается в 50-мильной прибрежной зоне. Большая часть из них (около 80 процентов) происходит в проливах, узких местах и на подходах к портам, которые, как правило, входят в территориальные воды государства. Поэтому страны договорились организовать лоцманскую проводку в таких местах. Так появилась Конвенция об обязательной лоцманской проводке. Причем капитан с 10-летним опытом плавания может стать только учеником лоцмана.
Георгий ЛОБАНОВ