Арбитраж дал добро льготному ввозу новых иномарок в Россию
Александр БОРИСОВ
В понедельник 15 апреля Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск Государственного таможенного комитета РФ (ГТК) к Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) о незаконности отмены приказа "Об особенностях контроля таможенной стоимости транспортных средств".
Суть приказа, изданного ГТК еще в августе прошлого года, состоит в том, что официальных российских дилеров иностранных автомобильных концернов избавили от необходимости становиться в общую очередь, в которой, как известно, можно простоять полгода, и разрешили платить таможенную пошлину заранее, исходя из заявленной в декларации стоимости автомобилей.
Такие правила игры были выгодны обеим сторонам. Дилеры получали возможность оперативно поставлять в Россию любые партии новых автомобилей, а ГТК - с опережением выполнять план по сбору таможенных платежей. Правоту ГТК подтверждала и статистика: в 2001 году таможенные платежи официальных дилеров в российский бюджет составили почти полмиллиарда долларов (90 процентов сборов от ввоза всех новых иномарок).
Как сообщили корреспонденту "ФР" в пресс-службе ГТК, приказ не ограничивает круг российских организаций, ввозящих транспортные средства. Ни о каком предоставлении необоснованных льгот для участников ВЭД речи не идет.
Однако в МАП сочли ГТК виновным в нарушении закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов. И в конце марта приказ был отменен.
В ответ зарубежные автогиганты пригрозили заморозить инвестиции в строительство заводов по выпуску автомобилей в России. По словам председателя автомобильного комитета Европейского делового клуба Герхарда Хилгерта, прямые инвестиции отложены до тех пор, пока не будет полной ясности и стабильности в российском законодательстве. Аналогичную позицию высказал в беседе с корреспондентом "ФР" и директор по маркетингу и связям с общественностью компании
General Motors в России Александр Мойнов. Он подчеркнул, что в Европе и Америке практически все новые автомобили попадают на рынок только через официальных дилеров. "Серый" российский импорт лишает бюджет дополнительных доходов.
Последнее обстоятельство скорее всего сыграло решающую роль в решении арбитражного суда. Зачем ссориться с теми, кто обеспечивает устойчивые доходы бюджета и обещает экономике большие инвестиции? Тем не менее МАП не собирается отступать от своей позиции и намерено подать апелляцию на решение арбитражного суда.
на первую полосу номера