Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

БИТВА ПОД МОСКВОЙ

На этот раз рубеж обороны держит Государственный научный центр прикладной микробиологии. На кону - биологическая безопасность страны, защита от биотерроризма

Перебивая разговор, в кабинет генерального директора вошла секретарь.

- Извините, Николай Николаевич, звонят из "Мосэнерго".

- А что им надо? - отозвался Ураков, подходя к телефону.

Так мы и беседовали почти два часа - о центре прикладной микробиологии, его уникальных разработках, угрозах биотерроризма и о долгах, налогах, судебном приставе подполковнике Чудове В. В. и других гражданах, которых чем-то манит Оболенск. Бравый подполковник, "исполняя решение Арбитражного суда Московской области, арестовал и передал на продажу большую часть легкового транспорта ГНЦ ПМ. Вырученные средства были израсходованы на оплату труда оценщиков и комиссионные сборы. На погашение долга денег не осталось ни копейки".

...21 мая 1974 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О мерах по ускоренному развитию молекулярной биологии и молекулярной генетики и использованию их достижений в народном хозяйстве". В то "застойное" время за государственным решением следовало дело. Начиналась, точнее: продолжалась, спустя годы, Байкало-Амурская магистраль. Зарождались новые города на нефтяных и газовых месторождениях Западной Сибири. Росли два новых научных центра - один на юге Подмосковья, близ Серпухова, где возник Оболенск, а второй в Кольцово, под Новосибирском. Всесоюзный научно-исследовательский институт прикладной микробиологии в Оболенске, так он поначалу назывался, в 1982 г. возглавил Николай Николаевич Ураков, уже известный в то время микробиолог.

О том, что сделано почти за три десятка лет, можно рассказывать отдельно. Главное: Оболенск вместе с другими научными центрами дал нашей стране щит от возможной биологической войны, биологического терроризма.

Центр не потерялся и в разрушительные 90-е годы. Да, из трех тысяч осталось меньше половины. Но научные кадры, интеллектуальный потенциал удалось сохранить. Сейчас здесь работают 18 докторов наук. Разработки ученых Оболенска востребованы во многих странах мира, а в своей - нет. За последние годы в ГНЦ прикладной микробиологии наведались четыре американских сенатора "свои же представители верховной власти за минувшие десять лет не были ни разу", - замечает Ураков.

Оболенский центр не ждал милостей от Кремля. Здешние ученые совместно со специалистами других научных учреждений страны создали экологически безопасную технологию производства отечественного генно-инженерного инсулина. Первые партии этого препарата, полученные в ГНЦ ПМ в рамках Государственной программы "Сахарный диабет", были переданы в московские клиники для испытания на больных сахарным диабетом в 2000 году. Испытания прошли успешно. Готовится к пуску опытно-промышленная линия. Разработана проектная документация на строительство первой очереди завода.

Его мощность позволит отказаться от импорта инсулина, а это примерно 100 миллионов долларов в год.

Может быть, это и есть цена вопроса? И первопричина новой битвы под Москвой, которая развернулась в некогда заповедном уголке Подмосковья?

До начала 90-х годов милиция заворачивала тех, кто случайно заезжал на эту тихую дорогу, за десяток километров от Оболенска. Режимная зона! Сейчас на месте милицейского поста унылая развалина. По разбитой дороге, петляя между производственными корпусами, добираемся до управления Центра.

Под семью замками сегодня только один корпус - лабораторно-технологический, уникальное создание ума, таланта, энергии ученых-биологов, инженеров, конструкторов. Там проводятся исследования с особо опасными патогенными микроорганизмами. В России два таких объекта; в мире едва ли наберется десяток.

В этот корпус тоже рвался неутомимый пристав Чудов. Неужели собрался погашать долги штаммами чумы или сибирской язвы? Или растет цена инсулинового проекта, а чтобы перехватить его, все средства хороши?

- Все, что создано здесь, мы делали словно на одном дыхании, - говорит профессор. - Молодые коллеги становились строителями, чтобы поскорее начать исследования... На создание Оболенского центра было израсходовано 650 миллионов полновесных советских рублей.

И кто же хозяин этого Центра? Судя по вывеске, государство. Но вот пришел к генеральному директору некий молодой человек, точнее, подъехал на "Мерседесе" и молвил: "Я здесь хозяин!" - и повел рукой вокруг.

- Сегодня насмерть боремся, чтобы убрать с площадки этих гостей, - говорит директор. - Суды на меня давят, чтобы я в принудительном порядке зарегистрировал договора, аренды. В принудительном порядке! Я вам подберу документы - смотрите.

Была в нашей стране такая лукавая норма: старую усадьбу, храм, которые не могли содержать, украшали табличкой: "Охраняется государством". Под этой виртуальной охраной рушились стены, все зарастало чертополохом, Точно так же власть относится сейчас ко многим своим - государственным! - научным центрам.

Вот вывод авторитетной межведомственной комиссии: "...кризисная ситуация в ГНЦ ПМ обусловлена отсутствием лимитов на поставляемые энергоресурсы и их хроническим недофинансированием. Это явилось основной причиной возникновения задолженности государственного унитарного предприятия в бюджеты различных уровней и энергоснабжающим организациям за поставленные энергоресурсы. Кроме того, финансовое положение ГНЦ ПМ усугубляется постоянными неплатежами муниципальных предприятий Серпуховского района".

Научный центр фактически содержит поселок Оболенск. В прошлом году ГНЦ уплатил около 16 миллионов рублей налогов. И примерно столько получил из федерального бюджета на научно-исследовательские работы. Боевая ничья! Проще повесить на центр табличку "Охраняется государством" и забыть.

Рассматривая проект бюджета на 2002 год, Госдума внесла поправку: выделить для ГНЦ ПМ 55 миллионов рублей. Записали в бюджет отдельной строкой. И где же эти денежки?

Из письма помощнику президента РФ маршалу Российской Федерации И. Д. Сергееву.

"Актуальность проблем биологической безопасности населения и Вооруженных Сил РФ... определяется все возрастающей угрозой преднамеренного использования возбудителей инфекционных заболеваний, особенно их генетически измененных вариантов, в боевых операциях и актах биологического терроризма. Как специалист, проработавший в этой области 50 лет, смею утверждать, что такие события могут случиться в любую минуту с невероятными по масштабу причиненного ущерба последствиями.

В США программа снижения биологической угрозы объявлена наивысшим государственным приоритетом. На ее обеспечение ежегодно выделяются миллиарды долларов. К сожалению, в нашей стране происходит последовательное и устойчивое разрушение созданного в прежние годы биологического потенциала.

Поясню это на примере Оболенского научного центра".

И дальше профессор Ураков приводит цифры и факты.

Объем бюджетного финансирования в последние годы составляет ОДИН процент от уровня 1990 года.

Поставлены под угрозу сохранение уникальной коллекции штаммов микроорганизмов и поддержание обязательного внутриобъектового противоэпидемического режима.

"Глубокоуважаемый Игорь Дмитриевич, пишу Вам это письмо с болью в сердце, но без отчаяния, потому, что верую в победу добра над злом. Оболенск лишь недавно появился на карте. Строительство этого самого юного научнограда Подмосковья и рождение Государственного научного центра прикладной микробиологии осуществлялось под моим личным руководством и при моем непосредственном каждодневном участии. Я горжусь, что именно мне было оказано столь высокое доверие. Сейчас все мои усилия направлены на сохранение и приумножение этого важнейшего биологического потенциала нашей великой Родины. Помогите же мне в этом".

Он подписался, перечислив все свои титулы - генеральный директор ГНЦ ПМ, профессор, заслуженный деятель науки РФ, генерал-майор медицинской службы в отставке. Поставил дату - 22 августа 2001 г. Возможно, вспомнил: в эти же дни, десять лет назад, ушел из жизни маршал Советского Союза Сергей Ахромеев. Маршал Светского Союза, начальник Генштаба предусматривал для многократных встреч с профессором Ураковым необходимое время. Маршалу Сергееву хватило бы пяти-шести минут, чтобы прочитать письмо. Может быть, и прочитал. Но ответить не соизволил.

Неужели, чтобы власть зашевелилась, должно случиться нечто чрезвычайное, невероятное? Это страшное Нечто может явиться в любой момент. Одна из тем международной научной конференции, проведенной недавно в Оболенске, называлась: "Возбудители особо опасных инфекций: проблемы нового тысячелетия". Заголовки рефератов: "Чума во

Вьетнаме", "Холера в странах Африки"... А вот и наш адресок: "Вспышка сибирской язвы в Ставропольском крае" - это, к счастью, была не диверсия, а обыкновенное нашенское головотяпство. "Установлены основные причины возникновения очага - это неполный охват прививками сельскохозяйственных животных против сибирской язвы и неподготовленность врачей общей медицинской сети по особо опасным инфекциям", - отмечается в докладе группы ученых Ставропольского научно-исследовательского противочумного института.

Ученые предупреждают: особую тревогу вызывает состояние эпидемиологической безопасности на Северном Кавказе. Там расположены шесть из одиннадцати известных в России природных очагов чумы, они активизируются. Оттуда наступает бруцеллез - сорок процентов общероссийских заболеваний. Там более двух тысяч почвенных очагов сибирской язвы. "Прослеживается тенденция перехода от спорадических случаев и групповой заболеваемости", "случаи сибирской язвы становятся в России чуть ли не обычным явлением". "Велика опасность ввоза из-за рубежа нетрадиционных инфекций бактериальной и вирусной этнологии". "Возобновилась активность такого тяжелого заболевания, как крымская геморрагическая лихорадка"...

Помните, прошлым летом все телеканалы шумели о неизвестной болезни в одной из донских станиц? Потом докопались: эта самая крымская... Вот только никто не уточнил: возобновилась та лихорадка или ее возобновили? Это было еще до рассылки конвертов с белым порошком по американским конторам. Надо быть готовыми к тому, что такие послания (или другие) придут и в наши дома.

В одном из шкафов небольшого кабинета профессора Уракова рядом со сборниками научных трудов ГНЦ ПМ лежат папки с письмами. Послание маршалу Сергееву мы уже знаем. А были еще председателю правительства России М. Касьянову, полпреду президента в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко, были походы в Минздрав и другие ведомства. А еще письма в самые высокие инстанции губернатора московской области Б. Громова, членов Совета Федерации...

- Я все-таки верю, что меня услышат, - говорит ученый, перебирая эти многочисленные послания. - Ведь речь идет о защите от биотерроризма. Особую тревогу вызывает сегодня возможность применения террористами для поражения людей материалов, зараженных возбудителями чумы и других инфекций, способных передаваться от человека к человеку...

Неужели это непонятно? За час-два можно заразить такой огромный город, как Москва, и через 4-5 дней все будет парализовано.

"Так почему же единственный в Центральном федеральном округе специализированный научный центр, имеющий право и все необходимые условия для проведения научно-исследовательских работ с особо опасными бактериями, чтобы защитить от них людей в экстремальных условиях, практически доведен до полного прекращения своей деятельности?" - обращается генеральный директор к М. Касьянову.

- Ответов нет. Либо пересылают к клеркам, мальчикам, которые не знают, что делать. Я убежден, -продолжает Ураков, - идет сознательное, преднамеренное разрушение научного потенциала страны, особенно в биологии, биотехнологии... Срываются наши международные контакты. - Профессор подходит к схеме: - Мы совершили героический подвиг, сохранив этот корпус, лабораторно-технологический. Он самый затратный, но мы не остановили его, потому что это стратегический потенциал нашей страны для противодействия биологическому терроризму.

Осенью 2000 года очередную атаку на ГНЦ ПМ удалось отбить с помощью Клебанова, в то время заместителя председателя правительства РФ.

"Остановка функционирования ГНЦ "Прикладная микробиология" недопустима, -написал он.

Минздрав России (Ю. Л. Шевченко)

Администрация Московской области (Б. В. Громову) прошу срочно принять меры по обеспечению деятельности центра. О результатах прошу проинформировать председателя Государственной Думы Г. Н. Селезнева и Уракова Н. Н. Копию ответа направьте в правительство Российской федерации.

Срок -10 дней.

И. Клебанов".

25 ноября 2000 г.

Тогда отбились. И вот теперь, в эти дни, новый накат. Начальник следственного отдела службы N 7 управления ФНСП по Московской области подполковник налоговой полиции Монахов усмотрел в деятельности генерального директора ГНЦ ПМ Уракова и главбуха Хамидуллиной "признаки состава преступления", "уклонение от уплаты налогов в крупном размере", и даже предварительный сговор. Господин Монахов постановил "возбудить уголовное дело в отношении руководящих лиц ГУП "ГНЦ ПМ"... приняв его к своему производству". Примечательная строка из этой казенной бумаги: "директор и главбух, НЕ ПРЕКРАЩАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА, в нарушение налогового законодательства, направили имеющиеся денежные средства в сумме 683.382 рубля на непроизводственные нужды предприятия, тем самым уклонились от уплаты налогов..."

Итак, возбуждено уголовное дело. Статья обещает пять лет. И профессор, один из ведущих микробиологов страны, вместо того, чтобы заниматься наукой, исследованиями, усаживается писать жалобу прокурору Московской области Э. Г. Денисову. Объясняет по пунктам, что все расходы правомерны. Полагаю, пишет он, что в основе возбуждения уголовного дела лежат некие другие обстоятельства. Возможно, Эдуард Германович сумеет разобраться в них.

Риторический вопрос: как можно работать в таких условиях?

Ураков отвечает сразу: - На остаточном чувстве долга. - Сам он не был в отпуске десять лет. Но весь научный центр в таком режиме работать не может - годы в осаде!

Завершаю эту публикацию выдержками из письма научно-технического совета ГНЦ прикладной микробиологии президенту РФ, Верховному Главнокомандующему Вооруженных сил Путину В. В.:

"...десять лет ученые и специалисты ГНЦ ПМ проявляют мужество и терпение в ожидании достойного к себе отношения со стороны государственных властей. Работая за нищенскую зарплату, они не покинули, не предали Родину, сохранили научно-производственный потенциал и свое лицо в ученом мире...

Фундаментальная и прикладная биотехнология, которую мы пока имеем честь представлять в нашем обществе, является основой современной цивилизации. Помогите же снять с них бремя накопившихся проблем, чтобы мы смогли свободно вздохнуть и обрести былое вдохновение".

Сергей ДНЕПРОВ. ОБОЛЕНСК, Московская область.

P.S. Вчера я позвонил в Оболенск. К телефону подошел генеральный директор ГНЦ прикладной микробиологии Н. Ураков.

- Что-нибудь изменилось, Николай Николаевич?

- Пока ничего. Все блокировано, счета арестованы. К главному судебному приставу Московской области Горсткину обратился первый зам. министра здравоохранения РФ, главный санитарный врач Онищенко. В связи с реальной опасностью возникновения эпидемии чумы, сибирской язвы он просит отменить решение об изъятии имущества ГНЦ ПМ до рассмотрения вопроса о финансировании Центра в правительстве.

Ждем, пока гром грянет.

С.Д.

***

Какие инфекции исследуют в ГНЦ прикладной микробиологии?

Чума. туляремия, сибирская язва, легионеллез, мелиоидоз, сап, дифтерия, туберкулез, псевдотуберкулез, коклюш, сальмонеллезные инфекции, стафилококковые и стрептококковые инфекции, менингококковая инфекция, бактериальная дизентерия, бруцеллез и другие.

Что просит Оболенск

1. Включить ГНЦ ПМ в "Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства, поставки топливно-энергетических ресурсов, которые не подлежат ограничению или прекращению",

2. Выделить лимиты на газ - 6, 4 млн. м3 в год и на электроэнергию - 13, 2 млн. кв/час в год и их финансовое обеспечение.

3. Обеспечить ежегодный объем финансирования на эксплуатационные расходы и инженерно-техническое обслуживание 15 млн. рублей и ремонтно-восстановительные работы 6, 2 млн. руб. в ценах 2002 года.

4. Погасить задолженность за потребленные в 1998-2001 гг. энергоресурсы и задолженность в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды федерального уровня, которые возникли в результате хронического недофинансирования основной деятельности.

5. Выделить защищенные в Государственной Думе Федерального Собрания РФ на 2002 год 55 млн. руб.


14, стр. 1, 3, Деловая Трибуна (приложение к изданию "Трибуна")
18.04.2002
Архив:
«апрель 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
01020304050607
08091011121314
151617
18
192021
22232425262728
2930          
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"