Вчера в Новом Уренгое представители кредиторов и акционеров АО "Роспан Интернешнл" вели позиционные бои в операционном офисе компании. По итогам сражения главный акционер - НК ЮКОС - отвоевал у кредитора - Тюменской нефтяной компании - примерно половину спорной территории. С подробностями - обозреватель "Ъ" ДМИТРИЙ БУТРИН.
Конфликт вокруг газовой компании "Роспан", ранее принадлежавшей "Газпрому", а затем и "Итере", начался в августе 2000 года, когда один из кредиторов добился банкротства компании. К концу 2001 года большая часть ее долга была куплена ТНК. С "Итерой" ТНК договорилась о том, чтобы "Роспан" поделить: 44% - ТНК, 56% - "Итере". Однако затем "Итера" передумала и продала контрольный пакет "Роспана" ЮКОСу.
26 марта по иску акционеров "Роспана" Московский арбитражный суд решил, что "Роспан" обанкрочен незаконно, но при этом снять полномочия с конкурсного управляющего Михаила Рубцова отказался, заявив, что такое ходатайство акционера "не может быть рассмотрено в данном судебном заседании".
В тот же день акционеры "Роспана" провели внеочередное собрание компании (в ЮКОСе заявили, что дата собрания была определена в феврале), на котором новым гендиректором "Роспана" был избран Виктор Соловых. 4 апреля он с сотрудниками и охраной прилетел в Новый Уренгой, чтобы приступить к руководству предприятием. Но в офисе "Роспана" документы, подтверждающие его полномочия, проигнорировали.
И вот вчера к офису "Роспана" подъехал наряд УВД Нового Уренгоя (в ЮКОСе "Ъ" сообщили, что Виктор Соловых заключил с УВД договор об охране офиса). Затем к "Роспану" подъехала еще одна машина, в которой находился господин Соловых. Далее ситуацию приходится реконструировать по противоречащим друг другу свидетельствам представителей ТНК и ЮКОСа.
Офис "Роспана" в Новом Уренгое состоит из двух частей: часть офисных помещений находится в пристройке к жилому дому, часть - в самом доме. Сотрудники УВД, ссылаясь на необходимость проверки паспортного режима, вытеснили охранников "Роспана" и сотрудников команды Михаила Рубцова (сам он в это время был в Москве) и ТНК в "материковую" часть офиса. Там они и забаррикадировались, отказываясь передать господину Соловых и УВД полномочия по управлению и охране "Роспана". Аргументы команды ТНК: суд не отменял полномочий господина Рубцова, поэтому Соловых - самозванец. Аргументы команды ЮКОСа: суд отменил банкротство "Роспана", поэтому в "Роспане" нет больше арбитражного управляющего Рубцова, а есть самозванцы. Аргументы УВД по большей части непечатны.
Примечательно, что несколько дней назад, по информации "Ъ", ЮКОС и ТНК неофициально договорились, что поделят "Роспан" мирно: ЮКОСу достанется 56% акций, ТНК - 44%. В ЮКОСе вчера заявили, что и сейчас не видят никаких препятствий мирному урегулированию конфликта: ТНК может купить 44% акций "Роспана" в любой момент. Однако вице-президент ТНК Дмитрий Иванов заявил "Ъ", что своими действиями ЮКОС опровергает все ранее достигнутые договоренности, а сама "попытка силового захвата "Роспана"" оказалась для ТНК полной неожиданностью. На деле ничего неожиданного нет. Арбитражный суд Москвы оставил возможность двусмысленного толкования своего решения, так что можно сказать, что каждая сторона действует в соответствии с судебными решениями.