Законодательство установило перечень условий, при соблюдении которых необходимо применять или ККМ, или бланки строгой отчетности. Но на практике эти условия рождают множество споров и оказываются "камнем преткновения" в отношениях налоговых органов и налогоплательщиков. Мы опишем несколько распространенных ситуаций и покажем, как их решают суды.
Сначала чуть-чуть прописных истин, точнее, положений законодательства, применение которых вызывает споры.
Закон РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" обязал все организации, а также индивидуальных предпринимателей использовать при расчетах с населением контрольно-кассовые машины. При этом закон разрешил не применять кассовые аппараты в случаях, предусмотренных соответствующим Перечнем*.
Но все организации, которые вправе обходиться без ККМ, должны выдавать населению бланки строгой отчетности, приравниваемые к чекам (например, при оказании бытовых услуг). Причем эти бланки должны вестись по форме, утвержденной Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (п. 1 Перечня).
Казалось бы, закон о ККМ и Перечень не оставляют простора для фантазий. Но тем не менее споры возникают.
Этот бланк не для вас
Прежде всего Минфин России утвердил бланки далеко не для всех видов деятельности, включенных в Перечень. И специалисты Минфина России даже советуют организациям, у которых нет "своего" бланка, применять бланки, утвержденные для других видов деятельности. Например, бланк, утвержденный письмом Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-35 для Службы лесного хозяйства РФ**.
Однако налоговые органы считают, что, раз нет утвержденной формы, организация не вправе применять бланки, а обязана использовать ККМ.
Но, к счастью, арбитражные суды многих округов не соглашаются с налоговиками.
Вот, например, дело из практики Федерального арбитражного суда Московского округа. При расчетах с населением коммерческая организация использовала бланки строгой отчетности по форме КО-1, которая утверждена Минфином России для предприятий Центросоюза. Налоговая инспекция посчитала, что этот бланк не могут применять организации, не входящие в систему Центросоюза. Поэтому она оштрафовала организацию за неприменение ККМ. Но суд не стал взыскивать штраф и указал, что Минфин России прямо не запретил применения этих форм иными организациями. Поэтому бланки могут использовать не только предприятия Центросоюза, но и любые другие организации (постановление от 18.06.01 по делу N КА-А41/3026-01).
К такому же выводу приходят и арбитражные суды других округов (например, постановление ФАС СЗО от 04.06.2000 по делу N А 42-4439/00-16-309/01).
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа указал, что главная цель использования бланков строгой отчетности - контроль за наличным денежным обращением, а также полнотой и своевременностью учета выручки. Поэтому если бланки строгой отчетности утверждены Минфином России и соответствуют этим целям, то организации могут их использовать при денежных расчетах с населением, независимо от того, были ли эти бланки изначально предназначены для деятельности, которой занимается организация, или нет (постановления от 18.05.2000 по делу Ф03-А04/00-2/737 и от 12.04.2000 по делу N ФОЗ-А04/00-2/439).
Не по форме
Бывает, что и при наличии "своих" официальных бланков организации по каким-то причинам применяют их не по форме, утвержденной Минфином России. В таких ситуациях налоговые органы непреклонны: бланк не соответствует форме, а значит, его нет вообще. Но арбитражные суды прощают налогоплательщикам такие "вольности".
Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа рассматривал такое дело. Предприниматель оказывал населению гостиничные услуги. При этом он выдавал бланки строгой отчетности, составленные не по утвержденной Минфином России форме, но со всеми необходимыми реквизитами. Конечно, налоговая инспекция не прошла мимо такого нарушения и оштрафовала предпринимателя на внушительную сумму. Однако суд отменил решение инспекции и указал, что можно применять бланк строгой отчетности, если он содержит все реквизиты, указанные в формах, утвержденных Минфином России (постановление от 01.08.01 по делу N А 05-2340/01-104/17).
А Федеральный арбитражный суд Поволжского округа указал, что нумеровать бланки строгой отчетности допустимо и от руки, если при этом обеспечивается их надлежащий учет (постановление от 11.10.01 по делу N А72-2420/01-3145).
Применение без необходимости
Бывает и такое, что налоговые органы требуют применения ККМ или бланков строгой отчетности не только от тех организаций, которые выступают в качестве продавца, но и от тех, которые покупают что-либо у населения. Аргумент простой - закон о ККМ распространяется на все организации, у которых есть наличные расчеты с населением, и неважно, что при этом организация не получает наличные деньги, а отдает их.
Довольно странно, не так ли? Но, к сожалению, даже некоторые суды поддерживают такую позицию.
Вот дело из практики Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа. Организация принимала металл от населения, металл оплачивала наличными. Ни чеков, ни бланков строгой отчетности организация при этом не выдавала - ведь она покупала товар. А кассовый чек или бланк строгой отчетности предназначен для подтверждения факта приема наличных денег. Однако налоговая инспекция указала организации на необходимость применения ККМ или бланков. Суд поддержал налоговиков и указал, что, хотя организация и является покупателем товара, то есть отдает деньги, она все равно обязана выдавать чеки или бланки строгой отчетности. По мнению суда, закон о ККМ распространяется на все случаи осуществления денежных расчетов с населением, независимо от того, покупателем или продавцом является организация (постановление от 16.01.02 по делу N ФОЗ-А73/01-2/2766).
Зато Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассматривая аналогичную ситуацию, пришел к противоположному выводу. Суд указал, что закон о ККМ преследует две цели. Первая - упорядочение учета и приема наличных денежных средств, поступающих от населения в качестве платы за товары и услуги. И вторая - обеспечение полного и своевременного сбора налоговых платежей и их поступления в бюджеты всех уровней. Пункт приема лома не получает от населения плату, а выступает в качестве покупателя. Поэтому он не обязан применять при расчетах с населением ни ККМ, ни бланки (постановления от 08.08.2000 по делу N А56-21849/00 и от 28.02.2000 по делу NА26-3211/99-02-06/181).
ККМ для предпринимателей
А вот животрепещущий вопрос: надо ли применять ККМ или бланки строгой отчетности при расчетах наличными с индивидуальными предпринимателями? Налоговые органы утверждают - да. Ведь предприниматели - те же физические лица, и когда они рассчитываются наличными деньгами с организацией, она обязана применять ККМ или бланки, если вид деятельности этой организации разрешает применение оных.
А суды смотрят на эту проблему не столь односторонне.
Приведем пример из практики Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа. Организация сдавала в аренду торговые места. Среди арендаторов были и предприниматели без образования юридического лица. Налоговая инспекция посчитала, что организация неправомерно не использовала ККМ или бланки строгой отчетности при расчетах с ними.
Однако ФАС ВВО встал на защиту налогоплательщика и указал, что даже из названия закона о ККМ следует, что он применяется только при расчетах с населением. Индивидуальные же предприниматели могут выступать и как население, и как субъекты предпринимательской деятельности. Поэтому в зависимости от того, в каком качестве выступают предприниматели, и надо решать вопрос о применении ККМ (бланков).
Когда предприниматели арендуют торговую площадь, очевидно, что их нельзя признать населением. Поэтому организация правомерно не использовала при расчетах с ними ККМ или бланки строгой отчетности (постановление от 05.07.2000 по делу NА79-328/2000-СК1-306).
* Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N 745.
** Подробнее о позиции Минфина России см. "УНП" N 9, 2002, стр. 6, "горячая линия" сведущим специалистом департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России И.А. Садиковой "Бланки строгой отчетности".