В этом году "Сургутнефтегаз" провел собрание акционеров необыкновенно рано. Он оказался единственной крупной компанией, управившейся с этой процедурой до конца I квартала. Аналитиков такая поспешность несколько насторожила. Но, как выяснилось, все дело в том, что президент "Сургута" Владимир Богданов решил избавиться от претензий налоговиков, требующих, чтобы бухгалтерская отчетность была заверена собранием.
Тот факт, что "Сургутнефтегаз" провел собрание в прошлую субботу, аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский объяснил намерением нефтяников поучаствовать в намеченной на май приватизации нефтехимических предприятий в Белоруссии. По словам Красовского, центральный аппарат компании очень небольшой, поэтому заниматься сразу и собранием, и приватизацией будет сложно. "Я уверен, что "Сургутнефтегаз" именно поэтому проводит собрание раньше", - убеждал Красовский корреспондента "Ведомостей". А его коллега из "Атона" Стивен Дашевский полагает, что компания просто хотела сэкономить на дивидендах. ФКЦБ уже несколько месяцев готовит законопроект, который помешает при расчете дивидендов вычитать из прибыли капитальные затраты, как "Сургутнефтегаз" делает сейчас. "В прошлом году "Сургут" сэкономил на дивидендах $182 млн. Закон могли принять в любой момент, поэтому имело смысл перестраховаться", - говорит аналитик.
Но президент "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов объяснил действия своей компании желанием "сделать все строго по закону". Действительно, закон о бухучете требует от компаний ежегодно присылать в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность до 1 апреля. А по закону об АО утвердить ее должно собрание акционеров, которое нужно провести с 1 марта до 1 июля. Обычно собрания проходят в мае-июне, в связи с чем у "Сургутнефтегаза" возникали проблемы с налоговыми органами, говорит Богданов. По его словам, не утвержденную акционерами отчетность налоговики принимать отказываются, а за опоздания штрафуют.
Противоречие между законами о бухучете и об акционерных обществах действительно есть, но никому, кроме "Сургутнефтегаза", оно не мешает. Руководитель московской межрайонной налоговой инспекции N 40 Наталья Жукова заявила "Ведомостям", что налоговики руководствуются в своей работе не законом об акционерных обществах, а Налоговым кодексом, в котором говорится, что отчетность должна быть заверена главным бухгалтером и генеральным директором. "Ничего другого мы не требуем", - говорит Жукова. А по словам замгендиректора ФБК Ирины Суховой, ее клиенты всегда сдают отчетность до собрания акционеров и это никогда не вызывает претензий налоговиков. Проблемы начинаются только в том случае, если компания опаздывает и сдает документы после 1 апреля, говорит вице-президент аудиторской компании "МКПЦН" Наталья Малофеева. В прошлом году московская инспекция N 40 пыталась через суд оштрафовать "Газпром" за такое опоздание на 50 руб. Но Федеральный арбитражный суд Московского округа встал на сторону монополиста, который не сдал отчетность потому, что хотел выполнить закон об АО и утвердить ее на собрании акционеров. Сухова из ФБК уверена, что соблюсти оба закона одновременно технически невозможно - в этом случае собрание нужно провести с 1 марта до 1 апреля. Но отчетность должна быть заверена еще и аудитором, а на проверку годового отчета крупной компании, по словам Суховой, уходит не меньше двух месяцев. Сама процедура созыва собрания, включая закрытие реестра акционеров и рассылку бюллетеней для голосования, тоже занимает не менее полутора месяцев, говорит эксперт. Впрочем, опыт "Сургутнефтегаза" показывает, что при желании можно исполнить даже самые противоречивые законы.