Московский арбитражный суд отклонил иск ОАО "ГАЗ" к Министерству по антимонопольной политике, в котором завод протестовал против своего включения в реестр монополистов, контролирующих рынок в категории определенных товаров более чем на 35%. Продукция ГАЗа попала туда в номинации "Волги" и "Газели" после разбирательства в нижегородском управлении МАП и в соответствии с решением центрального МАП в Москве. Дело было возбуждено летом прошлого года по инициативе ряда дилеров завода, имена которых держатся в секрете. Известно только, что коллективная претензия к ГАЗу сводится к тому, что, развивая собственную сеть сбыта, предприятие сознательно снизило производство и оставило других своих партнеров без товара.
С приходом "Сибала" в стане дилеров ГАЗа все изменилось. Был учрежден генеральный дистрибьютор в лице дочерней компании Торговый дом 000 "РусавтоГАЗ", по каналам которого завод сбывает теперь 100% продукции. Торговый дом, в свою очередь, занялся строительством собственных складов в регионах (на сегодня их уже 17) и "зачисткой" на конкурсной основе дилерской сети, которая продолжается до сих пор. По итогам года завод объявил, что теперь его продажи в Нижнем Новгороде ограничиваются количеством автомобилей, ставящихся на учет в ГИБДД, а региональные продажи выросли втрое с прежних 27, 5 до 78%.
Понятно, что такие действия ГАЗа ущемили интересы дилеров-земляков. Раньше их насчитывалось более 300 и через них проходило более 70% продукции ГАЗа. Они обросли собственными каналами сбыта по всей России, а сейчас остались ни с чем. Удар по "доморощенной" системе сбыта нанесен после того, как в прошлом году завод сократил производство "Волг" на 31%, до 81457 машин.
Сокращение выпуска автомобилей на ГАЗе называют вынужденной мерой. Пресс-секретарь предприятия Инна Петрова отмечает, что она вызвана переходом на оплату продукции и услуг только "живыми" деньгами. Кроме того, сокращение производства на треть вызвано тем, что завод отменил ночную смену, когда "гнали один брак".
Все эти доводы ГАЗа похвальны и заслуживают одобрения. Например, если завод не хочет больше гнать брак, намерен уйти, наконец, от бартера - кто же против? Дилер, который не может предложить ничего кроме бартера, должен пенять на самого себя. А сокращение производства с целью искоренить брак должен воспринимать как благо и временную трудность.
Но вот дальше начинаются вопросы. Стремление ГАЗа самостоятельно торговать в регионах вовсе не исключает такой возможности для его ближайших партнеров. Законодательство, например, не предусматривает права производителя ограничивать географию дилерских продаж. Ну а в случае, когда завод, будучи монополистом в каком-то классе продукции, концентрирует ее продажи в своих руках и сам хочет диктовать цены на местах, к делу, возможно, и должен подключиться МАП. Что, собственно, и произошло.
Теперь, когда ГАЗ признан монополистом, государство вправе требовать от него восстановить объемы выпуска "Волг" на уровне 2000 года, когда их произвели более 1 16 тысяч. На этом, в частности, настаивает нижегородское управление МАП. Потребует ли - большой вопрос, так как данная проблема, как объяснили в центральном МАП, рассматривается с учетом сложившейся ситуации. А она такова, что сегодня число официальных дилеров ГАЗа в Нижнем Новгороде сократилось до 16, и сильные партнеры по продвижению его продукции в регионы "отпали". Вернуть их на рынок вряд ли возможно, так как ГАЗ набрал новых.
Итак, с одной стороны, приведя в порядок свою дилерскую сеть, ГАЗ обеспечивает себе будущее. Это касается и планов продаж, и сервисного обслуживания продукции, так как дилерские центры на местах проходят необходимую сертификацию. С другой стороны, речь ведь идет о "хозяйствующем субъекте", который подмял под себя торговлю ходовым товаром в масштабах страны и теперь будет диктовать цены. Протесты ГАЗа, что он не является монополистом и контролирует всего 30% рынка автомобилей класса Е, в МАПе называют необоснованными.
С другой стороны, и к МАПу имеются серьезные вопросы. Ну вот, хотя бы такой: а почему, собственно, не признать монополистом любой другой российский завод? Ведь все они, доставшиеся в наследство от плановой советской экономики, не могли по определению быть "не монополистами". Впрочем, это уже тема отдельного разговора в ближайших номерах "АИ".
Сегодня ситуация остается в подвешенном состоянии. Завод по-прежнему набирает новых дилеров на местах, их уже 273, и добивается отмены для себя определения "монополист". Проиграв дело 28 февраля в московском арбитраже, ГАЗ подал апелляцию в ту же инстанцию. Остается ждать очередного заседания и надеяться, что решение будет принято в интересах главной стороны - потребителя, который хочет иметь на рынке доступный по цене и надежный отечественный автомобиль.