Реформа российской электроэнергетики постепенно набирает обороты. Учрежден независимый администратор торговой сети, вот-вот будет создана федеральная сетевая компания. Но до сих пор не ясно, каким образом перестройка отрасли отразится на "Иркутскэнерго". Очевидно, что для Иркутской области важны несколько аспектов. Во- первых, за регионом должны сохраниться права на часть госпакета. Во-вторых, компания должна остаться единым целым. В-третьих, она должна иметь возможность свободно работать как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
И так, госпакет. Спор о праве владения им разрешился чуть более года назад. Из 40% акций "Иркутскэнерго", принадлежащих государству, Иркутской области были переданы на правах пользования, владения и распоряжения 15, 5%. Не исключено, что кулуарным значащим звеном в этом споре выступили алюминиевые компании, которые, как и областная власть активно пытались противостоять попыткам РАО "ЕЭС России" во главе с Анатолием Чубайсом "наложить лапу" на энергосистему Приангарья. Что плохого в Чубайсе? В целом, может, он и неплохой человек. Только вот Иркутская область, за исключением энергосистемы не входит в круг его интересов. Не заинтересован Чубайс в поддержании нормального экономического и социального положения региона. В уставе РАО, в целях деятельности предприятия значится "получение прибыли". Откуда берется прибыль? Элементарно, заложена в тарифах. И попади контроль над "Иркутскэнерго" Чубайсу, не исключено, что в Иркутской области средний тариф на электроэнергию сравняется со среднероссийским, зашкаливающим за 60 копеек за киловатт-час.
Но все обошлось. Акции остались за государством. Однако недавно тему госпакета вновь стали активно будировать. На этот раз с точки зрения возможности увеличения доли государства в "Иркутскэнерго". За счет включения в уставный капитал компании плотин ГЭС. С какой целью? Государство увеличит свою долю в энергокомпании до контрольного. Но на этом развитие событий не остановится. Следующим шагом может стать передача госпакета в РАО. Пока в уставном капитале "Иркутскэнерго" наблюдается паритет: государство и алюминиевые компании в совокупности имеют фактически равные доли. Стоит государству утяжелить чашу весов, как за ценные бумаги предприятия вновь начнется война. И, скорее всего, не последнюю роль в ней будет играть Чубайс. В условиях реформирования электроэнергетики вариант передачи контрольного пакета государства в РАО имеет очень большие шансы быть реализованным. И тогда уже РАО будет главным диктатором при выделении генерирующих мощностей. Останется ли в этом случае "Иркутскэнерго" по-прежнему единой системой, или население области будет довольствоваться дорогой энергией тепловых станций, а дешевая энергия ГЭС пойдет на внешний рынок, вопрос открытый.
Пока же РАО всячески препятствует продаже электроэнергии ГЭС Ангарского каскада на федеральный рынок. В прошлом году менеджмент "Иркутскэнерго" сумел добиться увеличения баланса поставок на ФОРЭМ. Как отмечают в компании, "Иркутскэнерго" готово поставлять на ФОРЭМ электроэнергию, и потребители заинтересованы в ее покупке. При цене электроэнергии на ФОРЭМе в 20 коп. за кВт. ч., цена киловатта в дефицитных АО-энерго РАО "ЕЭС России" для потребителей колеблется на уровне 60-70 копеек, как, например, в "Бурятэнерго" и "Читаэнерго". Между тем, со стороны РАО, контролирующим распределение электроэнергии с рынка, происходит дискриминация: потребителям навязывают дорогую электроэнергию тепловых станций РАО.
Сложившаяся ситуация на руку только самому РАО. Покупая дорогую электроэнергию, несут убытки АО-энерго. Мощности "Иркутскэнерго" задействованы лишь на 50%. Не имея возможности продавать избыточную электроэнергию, компания вынуждена поднимать энерготарифы внутри области. В конечном счете, от насилия РАО страдает население Иркутской области.
Впрочем, могло бы быть еще хуже. Если бы в тариф была включена абонентная плата. В середине января Федеральная энергетическая комиссия приняла решение, по которому абонплата для "Иркутскэнерго" (а также "Татэнерго" и "Башкирэнерго") увеличена в 2, 47 раза (до 40, 25 рубля за 1 тыс. кВтч), тогда как для остальных АО-энерго - на 13%. Таким образом, дополнительные затраты "Иркутскэнерго" могут составить 1, 5 млрд. рублей, что потребует увеличить цену на электроэнергию на 8-9%.
Пока "Иркутскэнерго" противостоит взиманию дани в адрес РАО "ЕЭС России": абонентную плату в том виде, как она существует сейчас, иначе и не назовешь. "Иркутскэнерго" сумело выиграть суд по иску прокуратуры Иркутской области, действовавшей в интересах РАО, о взыскании с компании абонентной платы в пользу РАО "ЕЭС России" за услуги, оказанные в 2000 году, на сумму более 1 млрд. рублей. Московский арбитражный суд признал незаконным пункт постановления ФЭК о расчете абонплаты. В компании отмечают, что абонентная плата имеет право на существование, но методика ее расчета должна быть пересмотрена. И именно "Иркутскэнерго" выступило инициатором разработки новой методологии расчета абонплаты.
Другая инициатива "Иркутскэнерго", также позволяющая сохранить низкие энерготарифы в области, направлена на создание зонального энергетического рынка. По мнению генерального директора "Иркутскэнерго" Владимира Колмогорова, реформа электроэнергетики в том виде, как она предлагается РАО, для сибирской энергетики представляет определенную угрозу. В частности, при переходе к конкурентному рынку следует ожидать значительного повышения потребительских тарифов в сибирской зоне за счет большой разницы себестоимости гидростанций и станций на органическом топливе (Сибирь - более чем на 70 %, Европейская зона России - в пределах 20 %). В результате промышленное производство Сибири станет неконкурентоспособным и снизится инвестиционная привлекательность региона. Зональный рынок позволит сохранить относительную независимость энергетики Сибири и создать в ней регулируемый конкурентный рынок.
В "Иркутскэнерго" подчеркивают, что реформа электроэнергетики не должна ущемлять интересы Приангарья. Работа энргокомпании должна, в первую очередь, быть направлена на поддержание экономической стабильности в регионе. А для этого необходимо сохранить целостность энергосистемы, ее независимость, надежность и высокую конкурентоспособность.