Соцстрах не может налагать налоговые санкции
Фонд социального страхования РФ вправе привлекать организации к ответственности за нарушение порядка страхования работников. Но мало обнаружить правонарушение, нужно еще правильно его квалифицировать. Сотрудники фонда плохо справляются с этой задачей, и их некомпетентность на руку правонарушителям.
Зарегистрировался -застрахуйся
Москвичи Игорь Перепелкин и Сергей Ветров решили заняться производством одноразовой посуды*. В январе 2001 года они зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью, но к предпринимательской деятельности приступили не сразу. Только через полгода Перепелкин и Ветров нашли деньги на покупку необходимого оборудования, аренду офиса и оплату труда работников. В июле 2001 года они наняли троих рабочих и начали производство первой партии посуды.
Через неделю с момента заключения первого трудового договора учредитель Ветров обратился в отделение ФСС России, чтобы застраховать работника от несчастных случаев на производстве. В фонде Ветрову сообщили, что по Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) организация обязана встать на учет в качестве страхователя в течение 10 дней момента получения свидетельства о государственной регистрации, а не со дня приема на работу первого работника.
По мнению сотрудников соцстраха, общество опоздало с подачей соответствующего заявления более чем на полгода. Из этого следовало, что предприниматели совершили налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 119 НК РФ. На организацию был наложен штраф в размере 10 тысяч рублей.
Для принудительного взыскания штрафа представитель соцстраха обратился в Арбитражный суд г. Москвы. Однако суд не только не удовлетворил его требование, но и признал решение фонда недействительным. Подача кассационной жалобы также не дала желаемого результата. Федеральный арбитражный суд Московского округа не изменил решение суда первой инстанции*.
Нет полномочий -нет санкций
Прежде всего ФАС МО указал, что отделение ФСС России не имело права привлекать общество к налоговой ответственности. В свою очередь представителю фонда пришлось подтверждать правомерность принятого решения. Для этого он сослался на положения Федерального закона от 2 января 2000 г. N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год" (далее - Закон N 24-ФЗ). Статья 10 этого документа позволяет сотрудникам соцстраха применять к нарушителям порядка регистрации в качестве страхователей санкции, предусмотренные НКРФ.
Но, по мнению суда, нормы Закона N 24-ФЗ регулируют только те правоотношения, которые возникли в 2000 году. Уплата страховых взносов стала обязанностью общества в начале 2001 года. Следовательно, положения названного документа на него не распространяются.
ФАС МО также разъяснил, что по статье 34.1 НК РФ проведение налогового контроля входит в обязанности государственных внебюджетных фондов только в исключительных случаях. Отделения таких фондов должны проверять предприятия и привлекать их к налоговой ответственности, если это прямо указано в НК РФ. В настоящее время кодекс не предусматривает такой обязанности сотрудников внебюджетных фондов.
Не всякое правонарушение является налоговым
Кассационная инстанция не признала несвоевременную регистрацию организации в отделении ФСС России налоговым правонарушением. В своем решении суд привел понятие налогового правонарушения, содержащееся в НК РФ.
Во-первых, согласно статье 106, под таким правонарушением понимается несоблюдение требований налогового законодательства, допущенное умышленно или по неосторожности. НК РФ действительно регулирует порядок внесения части взносов в ФСС России. Так, глава 24 обязывает налогоплательщиков уплачивать единый социальный налог, в состав которого входят и платежи в этот фонд. Названная глава кодекса введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N118-ФЗ. Согласно статье II этого закона, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ЕСН не включаются. Правила их уплаты регламентируются законодательством о социальном страховании, а не о налогах и сборах.
Во-вторых, ответственность за налоговое правонарушение должен предусматривать НК РФ. Однако в кодексе о штрафных санкциях за нарушение сроков постановки на учет в ФСС России не говорится ничего. Статья 119 НК РФ, на основании которой были оштрафованы предприниматели, устанавливает ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации.
Таким образом, ФАС МО пришел к выводу, что при вынесении решения о взыскании штрафа отделение фонда допустило два нарушения: превысило свои полномочия и неправильно квалифицировало действия ответчика. На этом основании суд отказал соцстраху в удовлетворении кассационной жалобы.
От редакции:
Наша история подтвердила самые худшие подозрения по поводу компетентности сотрудников государственных органов. В требованиях ФСС России нет даже намека на здравый смысл и логику. А уж о правовой грамотности и говорить нечего.
Дело даже не в том, что отделение фонда превысило свои полномочия. Непонятно, как вообще можно перепутать налоговое правонарушение с несоблюдением требований законодательства о социальном страховании. Нужно очень исхитриться, чтобы приравнять регистрацию в качестве страхователя к подаче налоговой декларации.
Организация действительно совершила правонарушение, но оно не является налоговым. Ответственность за просрочку в постановке на учет в ФСС России установлена в Законе N 125-ФЗ. Статья 19 этого документа предусматривает, что за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя с организации взыскиваются сумма страховых взносов за все время просрочки и пени в размере 0, 5 процента за каждый день опоздания.
* Имена и фамилии граждан изменены.
* Постановление ФАС НО от 23 ноября 2001 г. N КА-А41/6853-01.