Питерские лоцманы направили обращение в ЗакС, в котором просят депутатов обратиться к президенту и в правительство России с предложением внести изменения в постановление правительства РФ ь 538. Обращение к депутатам подписал лоцманский командир Владимир Егоркин. Это постановление от 17 июля 2001 года похоронило автономную организацию "Общество лоцманов Санкт-Петербурга", которое к тому времени просуществовало почти 10 лет.
Чиновники лицемерят?
Правительственный документ с подачи Минтранса РФ утверждал перечень морских портов, в которых допускалась деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. В перечень вошли лишь 16 портов страны. Крупные торговые порты Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск и Новороссийск, которые Минтранс отнес к стратегическим, вписаны туда не были. Лоцманы убеждены, что чиновники Минтранса лицемерят. Не отнесли же они к стратегическим объектам акваторию военно-морской базы во Владивостоке или нефтеналивной порт в Находке.
В действиях чиновников г-н Егоркин видит попытку Минтранса разрушить единую лоцманскую службу России, на протяжении последнего десятилетия создаваемую Ассоциацией морских лоцманов, центром которой стал Санкт-Петербург - признанная морская столица России. Г-н Егоркин считает, что Минтрансу невыгодно иметь независимых лоцманов, выступающих зачастую в роли экспертов. Они видят ошибки операторов систем безопасности мореплавания, кто и как нарушает Парижский и Токийский меморандумы и т. п.
Не исключает Владимир Иванович и корыстные цели чиновников, передавших лоцманские деньги - а только в порту Петербурга ежегодный лоцманский сбор составляет около $7 млн. - в морские администрации портов, которые Минтранс превратил в свои вотчины. При этом г-н Егоркин подчеркивает, что лоцманские сборы устанавливает государство и оно же контролирует его расходы. Есть и другое мнение. Ряд аналитиков считает, что разгром самоуправляемых лоцманских организаций - это начало деприватизации Минтрансом всех услуг в российских портах.
Своих в обиду не дают
Конфликт ассоциации с чиновниками Минтранса, считает г-н Егоркин, начался в феврале прошлого года. Поводом послужил такой факт. Ассоциация уволила директора лоцманской службы в Новороссийске, который был замешан в совместных финансовых махинациях с начальником морской администрации порта Новороссийск. Министерство встало на защиту начальника и ополчилось на лоцманов. Егоркин считает, что не случайно. По его мнению, морские администрации, имеющие колоссальные доходы от использования федерального имущества, которые не перечисляются и не учитываются в федеральном бюджете, подкармливают своих руководителей из Минтранса.
Чиновники такой пассаж ассоциации не простили и отказали лоцманской службе Новороссийска в выдаче лицензии. Юристы ассоциации добились лицензии через суд, а судебный пристав за невыполнение исполнительного листа наложил на министра транспорта Сергея Франка штраф в размере 100 минимальных окладов. Минтрансу пришлось выдать лицензию. Лоцманская служба Новороссийска получила ее 9 июля 2001 года. А 17 июля увидело свет постановление правительства, которое, как мы уже знаем, запрещает ряду портов иметь негосударственные службы лоцманов.
После 17 июля в портах, не вошедших в 538-е постановление, были созданы лоцманские службы при морских администрациях портов (сокращенно МАП), которые де-юре считаются государственными учреждениями. Однако в декабре 2001 года Министерство по антимонопольной политике (тоже МАП) признало незаконным деятельность лоцманских служб в составе морских администраций и вынесло предписание Министерству транспорта РФ о выделении их в самостоятельные организации в срок до 1 февраля.Минтранс это решение опротестовал. В феврале 2002 года Арбитражный суд Москвы подтвердил правоту МАПа.
Министерство по антимонопольной политике обратило внимание на тот факт, что морская администрация сама оказывает лоцманские услуги, сама контролирует работу своих лоцманов и сама определяет их виновность. А совмещение надзорных функций и хозяйственной деятельности является нарушением антимонопольного законодательства.
И на госслужбе всс о'кей?
На прошлой неделе, 12 марта, депутатская комиссия по городскому хозяйству ЗакСа провела выездное заседание в Ассоциации лоцманов, в которой приняли участие и те, кто вынужденно перешел на службу в МАП. Они говорили, что в бытность самоуправляемой лоцманской службы все нарекания от судовладельцев на ее деятельность поступали в морскую администрацию. МАП реагировала и могла наказать рублем. Это заставляло ассоциацию направлять серьезные средства на создание условий, которые обеспечивали бы высокую организацию труда. Ассоциация создала материальную базу на уровне лучших мировых стандартов. В ее собственности катера, автомашины, которые доставляли людей из дома на службу в любое время суток, спасательные жилеты, оргтехника, средства связи. Лоцманы проходили стажировку за рубежом, занимались на постоянно действующих курсах английского языка.
Сейчас при МАПе, по оценке ассоциации, лоцманская служба финансируется по остаточному принципу, сверхурочная работа не оплачивается, труд организован из рук вон плохо, а потому увеличились простои судов в порту. Некоторые лоцманы готовы вернуться в самоуправляемую организацию даже на более низкую оплату труда, если бы только разрешили ее существование.
Начальник морской администрации порта Санкт-Петербург Геннадий Баталин с такой критикой не согласен. Он утверждает, что за короткий срок удалось государственную службу полностью укомплектовать кадрами, что для нее уже закуплено оборудование на $2 млн. В распространенном МАПом пресс-релизе отмечается, что "технические возможности обеспечения государственной лоцманской службы превышают возможности бывшей лоцманской организации "Ассоциация морских лоцманов Санкт-Петербурга". Отмечается также, что на 2002 год запланирована стажировка лоцманов за рубежом и на курсах повышения квалификации.
Известно г-ну Баталину и о судебных разборках двух министерств. Юридический казус (подразумевается создание лоцманской службы при МАПе) в ближайшие месяцы будет устранен. Каким образом? Минтранс принял решение о реорганизации МАПов. На их обломках будут созданы две самостоятельные государственные организации - ФГУП "Росморпорт" и служба капитана порта. В нее и войдет лоцманская служба.