На минувшей неделе новый способ финансовой диверсификации продемонстрировал Автобанк. Ни для кого не секрет, что этот банк сразу же после кризиса августа 1998 г. получил от Центробанка стабилизационный кредит. И до сих пор его не вернул. Экономически такие кредиты возвращать невыгодно - слишком низка плата за пользование ими (деньги-то это не коммерческим трудом нажитые, а печатным станком на свет выпущенные, стало быть, практически для ЦБ бесплатные). Но Банк России не имеет права выдавать кредиты на неопределенно долгий срок - только на год. Если по истечении года ЦБ считает целесообразным такой кредит продлить, то он его пролонгирует. Но делать это надо, напомним, каждый год.
Срок возвращения или продления кредита Автобанком истек в конце февраля этого года. Прежнему руководству банка в лице Натальи Раевской всегда удавалось убедить теперь уже бывшее руководство ЦБ в необходимости продления кредита, а также в том, что банк сумет рано или поздно вернуть деньги вместе с процентами. Но осенью минувшего года в Автобанке сменились акционеры. Честно говоря, сейчас уже никто точно не знает, кому банк принадлежит. В такой ситуации волнение ЦБ о возвратности своих кредитов не только понятно, но и обоснованно. Видимо, беспокойство Банка России почувствовали в Автобанке, и за этим последовала череда весьма странных событий. В 17.00 7 марта, когда больше половины населения России уже не работает, в Московский арбитражный суд поступил иск от двух московских банков к Автобанку о взыскании задолженности времен кризиса 1998 г. Вслед за этим в Автобанке появились хмурые и встревоженные вкладчики, которые требовали вернуть свои деньги. Запахло августом 1998 г. Нашествие вкладчиков продолжилось и в понедельник, 11 марта. Очередь была не очень большой - с улицы не видно, но каждому, кто входил в банк, становилось ясно, что у него появились проблемы. Этим, похоже, умело воспользовалось руководство Автобанка. Бывший глава ЦБ Виктор Геращенко очень не хотел допустить повторения в России случаев массового безумства вкладчиков, штурмующих коммерческие банки. А Автобанк позиционирует себя именно как банк социально значимый, собравший немало денег населения. Если такой банк завалится - то вполне может начаться эффект падения карточного домика. Автобанк мог бы потянуть за собой в пропасть многие банки.
Именно поэтому испуганный Центробанк тут же продлил Автобанку стабилизационный кредит. О чем тут же заявил перепуганной общественности глава банка Владимир Рыскин. Причем продлил на очень выгодных условиях: если положение банка вдруг ухудшится, то условия возврата Автобанком денег Центробанку могут быть существенно улучшены. Получилось очень удачно - ловкость рук и никакого мошенства.