В прошлом году Московский арбитражный суд рассмотрел 1084 дела, связанных с процедурой банкротства предприятий и организаций различных форм собственности.
По словам Николая Бадаева, председателя Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве), в прошлом году с помощью так называемых арбитражных управляющих были выведены из банкротства 42 столичных предприятия и организации. Благодаря этому сохранено 1200 рабочих мест, подлежавших сокращению. Рабочим выплачено свыше 2 млрд. 575 млн. рублей зарплаты, 5, 7 млн. рублей возвращено в городской бюджет.
Много ли в Москве банкротов? Если учесть, что в нашем городе сотни тысяч предприятий и организаций, а 443 дела из 1084 были возбуждены в отношении "отсутствующих должников", то картина вовсе не выглядит удручающей. Для справки: отсутствующие должники - это фирмы, которые числятся только на бумаге, у них нет ни реального имущества, ни производственных фондов. Руководителей таких фирм ищет не только налоговая полиция, но и МВД.
Еще 170 обанкротившихся организаций - это мелкие банки. Из остальных 470 предприятий лишь 67 владели реальной собственностью, которую можно было продать или как-то использовать. Лишь эти предприятия представляют интерес как для города, так и для новых собственников. И именно вокруг них разворачивается порой настоящая война.
Завод "Фрезер", например, оказался должником нанятого им же частного охранного предприятия, которое теперь требует в качестве компенсации... весь "Фрезер", и никак не меньше. Из той же "оперы" история с 8-м таксомоторным парком, имущество которого было продано по явно заниженной цене для возмещения долгов. К счастью, точка здесь еще не поставлена: Московский комитет по делам о несостоятельности (в качестве представителя города, имевшего значительную долю акций этого предприятия) обратился в суд с требованием признать проведенную процедуру незаконной.
Вообще, по мнению Н. Бадаева, от такого "банкротства" выигрывает обычно кредитор, скупивший чужие долги. А вот городской бюджет и рабочие чаще всего не получают даже свои "кровные". Причина такого положения дел - в несовершенстве действующего Закона о банкротстве, позволяющего за долг в 500 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) признавать банкротом даже предприятие с миллионными активами. Так что без скорейшего принятия нового, более совершенного и отвечающего реалиям сегодняшнего дня закона о банкротстве не обойтись. Его проект уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу.