Во имя государственных интересов
В войне между Минсельхозом и "Союзплодимпортом" (СПИ) наступил кульминационный период. Десять дней назад глава Таможенного комитета Михаил Ванин своей телеграммой запретил экспорт водки Stolichnaya, Moskovskaya и др., принадлежащей частной компании "Союзплодимпорт" (СПИ). Это решение ГТК одним махом лишило частную компанию основного источника дохода. Только в прошлом году экспорт СПИ, по оценке самой компании, составил порядка 2, 5 млн. дал. Казалось бы, можно утверждать: государство в полную силу вступило в права на водочные товарные знаки. Однако и в СПИ привыкли действовать активно - в конце прошлой недели представители этой компании обратились в Калининградский суд с требованием отменить задержание 110 контейнеров с водкой (примерно 130 декалитров) на сумму почти в $40 млн. Война продолжается.
Борьба за популярные - и, главное, высокодоходные - водочные товарные знаки приняла новый оборот осенью прошлого года. 16 октября президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) вынес постановление: ОАО "Плодовая компания" не является правопреемником прежнего советского оператора ВВО "Союзплодоимпорт". До 1992 г. именно ВВО "Союзплодоимпорт" владело алкогольными товарными знаками. Но в декабре 1997 г., после того как ВВО превратилось во Внешнеэкономическое акционерное общество (ВАО) "Союзплодоимпорт", алкогольные товарные знаки были проданы за 1, 7 млн. деноминированных рублей "самостоятельному хозяйствующему объекту" - ЗАО "Союзплодимпорт" (без "о" в середине названия). Несколько позже ВАО было и вовсе преобразовано в Плодовую компанию. Суд в высшей инстанции признал, что преобразования ВВО "Союзплодоимпорт" были незаконными, а представители государства стали рассматривать как сомнительную сделку саму продажу "советских" водочных товарных знаков частной компании ЗАО "Союзплодимпорт" (СПИ). По решению патентного ведомства в октябре все 43 алкогольных товарных знака были перерегистрированы на нового владельца - государство, а именно Российскую Федерацию в лице Минсельхоза. Правда, несколько позже, в ноябре, Роспатент вернул СПИ 26 из 43 национализированных товарных знаков. Объяснение было таким: эти товарные знаки зарегистрированы после 1992 г. и не принадлежали ВВО "Союзплодоимпорт".
В новом году боевые действия продолжились. В январе Генпрокуратура обратилась в Арбитражный суд Москвы с требованием признать незаконной сделку по продаже частной компании ЗАО "СПИ" 43 товарных знаков, принадлежавших ВАО "Союзплодоимпорт".
Суд руководствовался постановлением президиума ВАС и признал сделку ничтожной. Так был сделан решительный шаг к фактической национализации этих марок.
Пока это решение не вступило в силу, говорит источник в Минсельхозе, "аргументы в пользу этого решения настолько сильны, что вторая инстанция вряд ли вынесет иной вердикт". В Минсельхозе и сформированном при этом ведомстве федеральном государственном унитарном предприятии (ФГУП)
"Союзплодоимпорт" предрекают скорую победу. Гендиректор ФГУП "Союзплодоимпорт" Юрий Жижин заявил "Фокусу": "После того как последнее решение вступит в силу, СПИ автоматически потеряет права на все 43 товарных знака".
Практически одновременно представители СПИ объявили: они инициируют возбуждение уголовных дел против трех заместителей министра сельского хозяйства и чиновников Роспатента. К концу февраля этого года уже состоялось порядка 15 судов в Барнауле, Ростове-на-Дону, Махачкале, Новочеркасске, Санкт-Петербурге.
А недавно к делу подключили и таможню. В середине февраля в региональные таможенные управления поступила телеграмма главы ГТК Михаила Ванина с требованием "усилить контроль за экспортом алкогольной продукции". В документе называется 16 товарных знаков (в том числе Stolichnaya, Moskovskaya, "Русская"). В предписании особо отмечается, что без разрешения Минсельхоза, как владельца товарных знаков, экспорт этих водок запрещен, и таможенникам предписано в случае попыток нарушить запрет "незамедлительно информировать органы внутренних дел и прокуратуры". Результат оказался вполне прогнозируем. К 20 февраля на таможне в Калининграде "зависли" предназначенные для экспорта 110 контейнеров с водкой Stolichnaya, выпущенной на местном заводе СПИ-РВВК. В СПИ "Фокусу" заявили: "Мы пока не вышли из сроков, оговоренных договорами поставок; кроме того, есть еще запасы ранее поставленной продукции". Сейчас в компании прилагают немалые усилия, чтобы доказать свою правоту и все-таки вывезти водку. В СПИ говорят: теперь под вопросом уже не просто будущие поставки, но само производство этих водок на территории России.
Тем более что у СПИ есть запасной плацдарм. На купленном в прошлом году латвийском предприятии Latvijas Balzams все готово для производства водки "Столичная". Став владельцем контрольного пакета латвийской компании, компания СПИ решила и проблему прав на товарные знаки "Столичная" и "Московская" на латвийской территории - и получила некоторую возможность для ее экспорта на Запад с территории этой прибалтийской республики. "Мы можем хоть завтра начать производство этой водки в Латвии, но пока окончательного решения об этом нет", - сказали "Фокусу" в пресс-службе СПИ. "Латвийские суды в последней инстанции признали на основании долгого использования знаки "Столичная" и "Московская" принадлежащими компании Latvijas Balzams, - объяснила "Фокусу" Наталья Анохина, патентный поверенный, представлявшая интересы российской компании СПИ. - Это широко известные водочные знаки, которые использовались на продукции, производимой именно Latvijas Balzams". Действительно, эта компания на протяжении многих лет использовала точно такие же этикетки - как и многие другие изготовители по всему СССР. На имя Latvijas Balzams внутри республики зарегистрированы не только этикетки, но и названия как на английском, так и на латышском языке.
"Но если "Столичная" начнет разливаться вне России - например, в той же Латвии, - она потеряет свою суть, перестанет быть той самой "истинно русской водкой", - утверждает Юрий Жижин. - Настоящие ценители и профессионалы, конечно, никогда не согласятся покупать товар, который будет квазирусской водкой, а именно - напитком второго сорта". Сегодня на всех товарных знаках, которые используются СПИ, существуют надписи Russian vodka и Genuine Russian vodka. Объясняют это тем, что изготавливается маркированная таким образом водка по тем рецептам, которые существовали еще в советские времена, при этом ссылаются на советский ГОСТ.
Дальнейшее развитие событий выглядит вполне прогнозируемым. Минсельхоз, как госорган, конечно, не откажется от продолжения войны до победного конца. В свою очередь, серьезным козырем СПИ остается возможность возбуждения исков в судах европейских и североамериканских стран - с неплохими с точки зрения юристов шансами на успех (особенно учитывая существование латвийского запасного аэродрома СПИ). Разбирательства в Европе и Америке грозят превратиться в долгоиграющие процессы, что вовсе не на руку представителям российского государства. Но главными пострадавшими могут оказаться западные партнеры СПИ, имеющие долгосрочные контракты с этой компанией. На какое-то время график поставок русской водки оказывается сорванным (что, собственно, уже произошло после рассылки телеграммы Ванина). Пока торговец "Столичной" на территории США, корпорация Allied Domecq, сохраняет хорошую мину. Джейн Муссаред, руководитель службы по связям с общественностью Allied Domecq PL, заявила "Фокусу": "Я видела сообщения о задержке груза на таможне. На наш бизнес в США это совершенно не повлияет. У нас есть дистрибьюционные права в США. Хотя нас удивляет эта ситуация, но все нормально. Наши маркетинг и брэнды остаются теми же самыми".
На протяжении последних месяцев представители СПИ в своих действиях (и комментариях в этой связи) демонстрировали уверенность в себе. В минувшую пятницу, однако, выдержка им, судя по всему, изменила. Писавшие открытые письма президенту Путину и обвинявшие в произволе Генпрокуратуру руководители компании вдруг решили пожертвовать ни много ни мало $500 000 на поддержку российских олимпиоников (о перечислении соответствующей суммы на счет Олимпийского комитета России было официально объявлено). "Фокус" будет следить за спортивными и деловыми инициативами СПИ.