Чтобы изменить ситуацию, нужно использовать все возможные пути. А путей этих несколько...
Экономика образования -не ведомственный проект.
Только под давлением гражданских институтов правительство сделает инвестиции в школу выгодными
Итак, с одной стороны, школы и вузы повязаны казначейством, с другой - отсутствием налоговых льгот, необходимых для нормального развития. Закон "Об образовании", предоставляющий школам все права и условия для самостоятельной экономической деятельности, не выполняется. В общем, так жить нельзя. Возникает резонный вопрос: что делать?
Сегодня разными специалистами предлагаются следующие "рецепты выживания".
Путь первый. Юридический, вносить поправки в Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы, приводя их в соответствие с образовательным законодательством и потребностями отрасли. Это долго, сложно и, по мнению большинства специалистов, практически бесперспективно. Насколько реальна идея о программе поэтапного осуществления Закона "Об образовании", высказанная на парламентских слушаниях "Проблемы законодательного регулирования экономических отношений в сфере образования"? Удастся ли принять Образовательный кодекс, призванный утрясти все законодательные противоречия в экономике отрасли? Эти вопросы сегодня остаются открытыми. Лагерю защитников образования в нижней палате парламента, объединяющему самые разные политические фракции - от КПРФ и аграриев до "Яблока" и части СПС, противостоит "Единство" с примкнувшими к нему ОВР и ЛДПР.
Второй путь. Радикальный. Он всерьез обсуждается сегодня в кругах педагогической общественности и заключается в смене статуса образовательного учреждения на статус специализированной автономной некоммерческой организации с целью освобождения из пут Бюджетного и Гражданского кодексов, не позволяющих бюджетным учреждениям самостоятельно зарабатывать деньги. Однако этот оправданный на первый взгляд вариант встречает яростное сопротивление со стороны как правых, так и левых сил, поскольку, по мнению и тех и других, новый статус обернется для школ, ПТУ, ссузов и вузов банкротством, приватизацией и отменой всех имеющихся у них льгот - отсрочек от призыва в армию для учащихся, пенсий за выслугу лет для педагогов и т.д. Не случайно заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин постоянно сравнивает смену статуса с лечением головной боли посредством гильотины. Свой вариант предлагает фракция "Яблоко": некоммерческая организация с бюджетным участием - такая форма позволит использовать преимущества нового статуса без потери льгот, предусмотренных нынешним.
Для воплощения этой концепции необходимо провести огромную работу, в частности разработать закон об участии граждан и общественных объединений в управлении образованием, определяющий в том числе их полномочия в контроле за внебюджетными средствами. Опыт ныне действующих попечительских советов, контролирующих расходование заработанных школой денег, послужит реальной основой для позитивных перемен.
Третий путь. Революционный. Многие специалисты, вдохновленные тезисом классика советской литературы о том, что "права не дают - права берут", считают, что образовательные учреждения должны отстаивать свои законные права в арбитражных судах.
Коллизии нынешнего законодательства могут быть использованы во благо образовательных учреждений.
Так, по Закону "Об образовании" школам рекомендуется открывать расчетные счета для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности, а Бюджетный кодекс предписывает их закрытие с целью последующего их перевода в казначейство. Но и в самом Бюджетном кодексе содержатся противоречия между пунктом 2 статьи 42, где сказано, что внебюджетные средства, будучи зачисленными на единый счет казначейства, попадают в разряд бюджетных средств, и статьей 161, согласно которой бюджетные учреждения вправе по своему усмотрению расходовать заработанные ими средства. На практике финансовые и налоговые органы руководствуются статьей 42, пункт 2 Бюджетного кодекса и соответственно главами принятого Налогового кодекса.
Ст. 40 Закона "Об образовании" гласит: "Образовательные учреждения в части своей уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от всех видов налогов". Однако Закон Российской Федерации "Об образовании", по мнению фискальных органов, к законодательству о налогах и сборах не относится.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 5 ноября 1999 года по запросу Арбитражного суда города Москвы дал четкое разъяснение: ни один федеральный закон согласно статье 76 Конституции России, не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Благодаря принципиальной позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Конституционного Суда РФ Министерство по налогам и сборам признало в июле 2001 года неправомерность взимания налогов с учебных заведений.
Но, несмотря на заступничество столь высоких инстанций, главенство Налогового кодекса над Законом "Об образовании" продолжает абсолютизироваться руководителями налогового ведомства. Получается, что закон существует сам по себе, а жизнь - сама по себе. Осознание этого факта да еще страх испортить отношения с вышестоящим начальством значительно охлаждают борцовский дух образовательных учреждений. А разрозненность педагогического сообщества сводит боевой задор отдельных представителей фактически к нулю, поскольку, как известно, один в поле не воин.
И все-таки использовать необходимо все рецепты выживания - от реформирования законодательной, в том числе налоговой, системы до обращения в арбитражные суды, которые уже не раз вставали на защиту интересов образовательных учреждений.