Вчера Горьковский автозавод (ГАЗ) не смог в
Московском арбитражном суде доказать несправедливость его включения в реестр предприятий-монополистов. За этим проигрышем ГАЗа может последовать еще более неприятное для него судебное решение - о принудительном увеличении объемов производства легковых автомобилей. Этого очень хотят дилеры автозавода и не хочет он сам.
В июле прошлого года МАП включил ГАЗ в реестр предприятий-монополистов. Антимонопольное ведомство обнаружило, что по "рынку автобусов особо малого класса" ( "Газель" и "Соболь") доля ГАЗа меньше 65% , а вот по рынку легковых автомобилей Е-класса ( "Волга") - более 65%. Автозаводу это решение не понравилось, и он попытался оспорить его. Однако вчера Московский арбитражный суд отклонил иск ГАЗа против МАПа.
Решающими на суде стали цифры, представленные Минпромнауки и иллюстрирующие монопольное положение ГАЗа. По данным этого ведомства, объем реализации в России автомобилей Е-класса в среднем в год составляет около 135 000 шт. Из них в 1999 г. ГАЗ произвел и реализовал 125 500 шт. авто этого класса, в 2000 г. - 116 300, в январе - апреле 2001 г. - 26 000.
Высокопоставленного чиновника антимонопольного ведомства удивляет ожесточенное сопротивление ГАЗа. "Конечно, как монополисты, они должны будут раскрывать нам всю информацию по совершаемым сделкам, но особо жестких требований к ним предъявляться не будет", - уверяет он.
Но ГАЗ пугает не само по себе включение его в реестр монополистов, а последствия этого. Дело в том, что в конце прошлого года на основании восьми заявлений и устных обращений потребителей и дилеров ГАЗа Нижегородское территориальное управление МАПа возбудило в отношении ГАЗа и компании "РусАвтоГАЗ" (сбытовое подразделение ГАЗа) дело по признакам нарушения закона "О конкуренции". В своем обращении истцы указывали, что ГАЗ в 2001 г. на 30% сократил объем производства - до 80 000 шт. , хотя, как монополист, на этом рынке не имел права так делать. Истцы требуют вернуть объем производства на ГАЗе на прежний уровень.
Нижегородское управление МАПа отложило вопрос о претензиях дилеров до вчерашнего рассмотрения иска ГАЗа в московском суде, ведь обращение дилеров строилось на том, что автозавод является монополистом. Вчерашний проигрыш может привести к тому, что ГАЗ обяжут увеличить объемы производства. В пресс-службе "Руспромавто" (эта компания владеет ГАЗом) сказали, что выступают категорически против такого увеличения. "Сейчас спрос равен предложению, завод работает под заказ, - сказал представитель "Руспромавто". - Если нас обяжут увеличить производство, заводу придется вернуться к былой практике работы в три смены, неминуемым будет выпуск бракованных машин".
Аналитик Альфа-банка Максим Матвеев считает, что любое вмешательство в производственную деятельность отрицательно скажется на работе завода. По его мнению, нынешний уровень производства - 80 000 - 90 000 машин в год - оптимален для завода. Матвеев не понимает, почему дилеры настаивают на увеличении объемов производства завода: ведь сейчас спрос на "Волги" не превышает их предложение.
Никто из опрошенных "Ведомостями" дилеров вчера не стал комментировать ситуацию на ГАЗе.
"РУСПРОМАВТО" ЗАДУМАЛСЯ О СБЫТЕ.
"Руспромавто" подумает о единой сбытовой сети своих автозаводов и производителей комплектующих, сообщил вчера гендиректор ГАЗа Дмитрий Стрежнев. Сначала будет надо решить, стоит ли создавать единую систему продаж и обслуживания двигателей, коробок передач и других агрегатов. Затем станет ясно, нужно ли объединять сбыт и сервис автомобильных и автобусных заводов холдинга.