Многомиллионному должнику обещают отключить свет
Игорь ПОНОМАРЕВ
"Москвич" как акционерное общество и марка российского малолитражного автомобиля, по-видимому, доживает свой век. Уже 1 марта, если не вмешаются власти, у завода будет отключен последний, 26-й фидер, питающий предприятие электричеством. Надежд на то, что предприятие, задолжавшее "Мосэнерго" 440 млн рублей за электричество и еще 160 млн за тепло, вдруг рассчитается с долгами, нет никаких.
"Москвич" идет своим путем
При всем желании "Москвич" нельзя назвать жертвой экономических преобразований, так как через процесс акционирования и болезненные поиски своего места на рынке прошли все российские автозаводы. ГАЗ вовремя выпустил "ГАЗель", которая не только спасла, но и продолжает удерживать на плаву это громадное предприятие. ЗИЛ в муках породил кургузого и капризного "Бычка", который тем не менее дает предприятию основную массу продаж. ВАЗ сделал "десятку", которая вполне выглядит как иномарка, а стоит дешевле. Таким образом, все эти предприятия более или менее учли нужды потребителей.
На "Москвиче" тоже сменили модельный ряд, но руководствовались при этом не рыночными, а скорее административно-угодническими соображениями. Правительство Москвы, к этому времени став крупным акционером АМО "ЗИЛ", проявило интерес и к "Москвичу". Когда в 1997 году конвейер вновь заработал после годового простоя, началась сборка так называемой новой продукции - автомобилей "Святогор", "Юрий Долгорукий" и "Князь Владимир", а позднее - и представительского "Ивана Калиты". Имена былинных героев и древних князей, вероятно, должны были потрафить вкусам столичных начальников, которые обеспечат заказ и сбыт устаревших, но подновленных моделей с патриотическими именами и абсолютно "нереальными" ценами.
Ориентация на Тверскую доходила до анекдотичности. Как-то в декабре 1998 года Юрий Лужков пожелал автозаводцам создать двухместную машину, "удобную для деловых поездок вдвоем". Что имел в виду мэр, так и осталось загадкой, но уже через три месяца появились двухместные "Дуэт-1" и "Дуэт-2", построенные на основе "Князя Владимира" и "Ивана Калиты". Стоили машины более 8 тыс. долларов и отклика у покупателей не вызвали. Достаточно сказать, что в 2000 году было выпущено всего четыре "Дуэта".
И все же на первых порах угодничество в отношении столичных властей срабатывало: и сам мэр, и его министры в один голос уверяли, что помогут решить все проблемы предприятия. С поддержкой московского мэра стало не в пример легче получать кредиты. Кроме того, "Святогор" начали приобретать вновь появившиеся таксопарки. Но помочь покорить сердца и привлечь кошельки массового покупателя правительство столицы при всем желании не могло. Отпугивали высокие цены, которые никак не соответствовали качеству.
Очень быстро столичные таксопарки разобрались, что "Волги" в качестве такси эксплуатировать все же выгоднее. Представительский "Иван Калита", стоивший столько же, сколько иномарка, также не покорил столичных чиновников, которые предпочли германскую, а не "москвичевскую" сборку.
В 1998 году с конвейера предприятия сошло чуть более 40 тыс. автомобилей. В 1999 году производство упало на 25 процентов - до 30 тыс. В 2000 году было выпущено всего 5543 автомобиля, из которых 5 тыс. были самые дешевые "Святогоры". В 2001 году, по данным "АСМ-Холдинга", выпуск "Москвичей" едва превысил 800 штук.
Падающему производству соответствовали и финансовые результаты. В 2000 году выручка упала на 38,4 процента, а балансовый убыток предприятия вырос на 41,5 процента, превысив 1 млрд рублей. Что же касается накопленных убытков, то они составили более 11 млрд рублей.
Ижевское "чудо"
Производство на "Москвиче" снижалось на фоне стремительного роста продаж "Иж-2126 "Ода"", двойника "Москвича-2141". Назвав мотор "проверенным", а цену - "реальной", предприятие стало быстро наращивать производство и продажи. В 2000 году было произведено 13,7 тыс. автомобилей, в 2001-м - более 31,3 тыс., а в нынешнем году ижевцы намерены выпустить более 40 тыс. легковушек.
Кстати, о цене. Она на самом деле была "реальной" - в начале своего взлета "Ода" стоила около 2,5 тыс. долларов и только к середине прошлого года доросла до 3,5 тыс. Для сравнения: самая дешевая модель "Святогора" стоит 3,8 тыс. долларов, а если она укомплектована двухлитровым двигателем "Рено", то за нее придется выложить уже 5,2 тыс., что сравнимо с вазовской "десяткой". По цене, но не по качеству "Юрий Долгорукий" и "Князь Владимир" еще дороже "Святогора", а представительский "Иван Калита" стоит более 500 тыс. рублей.
То, что случилось и с "Москвичом", и с "Одой", говорит об одном: российский потребитель многое готов простить отечественным автомобилям, но только если "цена реальна". А когда у него появляются деньги, он все же предпочитает подержанную иномарку продукции российского автопрома.
Обещания остаются обещаниями
Московские власти сетуют, что не могут реально помочь заводу, так как официально собственником остается Минимущество, которому принадлежит 67 процентов акций предприятия. По утверждению вице-мэра Валерия Шанцева, в ноябре 2001 года завод был готов выпустить новую модель "Москвича", но нужно было около 900 млн рублей.
Но время уже не то. В столичном правительстве в конце прошлого года создан координационный совет по сокращению задолженности предприятий перед московским бюджетом и региональным дорожным фондом, которая в общей сложности достигла 4,5 млрд рублей. При этом вице-мэру Шанцеву поручено контролировать возврат долгов 12 крупнейших предприятий, среди которых и АО "Москвич". Ведь помимо 600 млн рублей энергетического долга на нем "висит" более 240 млн рублей задолженности перед городским бюджетом и почти 112 млн - перед столичным дорожным фондом. Так что даже при самом хорошем отношении со стороны московских властей помощи ждать от них не приходится.
Это подтвердил и звонок в столичное правительство. В департаменте промышленной политики поведали о незавидной судьбе завода и возложили ответственность на федеральные власти. "Мы три года помогали "Москвичу", но федеральное правительство акции нам так и не передало. Поэтому сегодня мы этим вопросом не занимаемся. И не будем - до решения имущественной проблемы", - заявили в департаменте.
Первый звонок уже прозвенел
Совсем недавно АО "Москвич" едва не было обанкрочено. В 1998 году гражданин Владимир Белоусов приобрел автомобиль "Москвич-2141" за 86 тыс. рублей, но очень скоро машина сломалась. Взяв на вооружение закон о защите прав потребителей, владелец потребовал заменить машину, но завод отказался это сделать. Тогда Белоусов обратился в Никулинский районный суд Москвы, который обязал предприятие выплатить компенсацию за автомобиль и моральный ущерб.
Завод снова отказался выполнить решение суда, и через три месяца, как этого требует закон о несостоятельности, владелец бракованного автомобиля потребовал через Московский арбитражный суд признать "Москвич" банкротом.
На состоявшемся в декабре 2001 года заседании суда истец сообщил, что конфликт урегулирован и он отзывает заявление. Но прецедент был создан. Теперь каждый некачественный автомобиль может грозить отечественным автопроизводителям банкротством.
Что они сделают с заводом?
Банкротство АО "Москвич", если, конечно, состоится, будет показательно по многим причинам. Во-первых, в стране наперечет управляющие, способные профессионально санировать столь крупное предприятие. Во-вторых, у столичного завода есть очень ценные активы, например земельный участок в пределах города, оценивающийся в несколько десятков миллионов долларов. Претендентов на него будет достаточно, и каждый постарается продвинуть "своего" антикризисного управляющего.
Но главное - свое слово должно будет сказать федеральное правительство, владеющее контрольным пакетом акций предприятия. Видимо, его позиция и позволит судить о том, какая судьба будет уготована всему российскому автопрому, остающемуся на плаву только благодаря высоким таможенным пошлинам на иномарки. Но таможенные барьеры падут, когда Россия будет принята в ВТО.
на первую полосу номера