Максим ПРОХОРОВ возглавил правовой департамент Министерства транспорта РФ в 2000 году. За это время кардинально изменились не только статус и роль департамента, но и круг его задач и объем полномочий. Об этих переменах и их результатах состоялась беседа М. Прохорова с корреспондентом газеты "Транспорт России".
- Максим Владимирович, с чего вы начали свою деятельность в правовом департаменте?
- Основную задачу, как руководитель, вижу в создании системы работы департамента, работы не одного, пусть даже самого опытного юриста, а слаженной работы коллектива.
Нам удалось, несмотря на крайне низкий уровень заработной платы современного юриста, подобрать весьма работоспособный коллектив квалифицированных специалистов. Департамент является одним из самых "молодых" в министерстве, средний возраст наших сотрудников 26-27 лет. Это удачно сочетается с мудростью и опытом нашего куратора статс-секретаря - заместителя министра А.М. Лагутина.
Сотрудники департамента постоянно совершенствуют свои профессиональные навыки и знания, посещая курсы в институте повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы и Московской академии государственного и муниципального управления, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ряд сотрудников ведут преподавательскую работу, а также сами обучаются в аспирантуре финансовой и юридической академий, двое имеют ученую степень кандидата юридических наук.
- Как идет работа над отраслевыми нормативными актами?
- Если обратиться к сухим цифрам, то за 2001 год департаментом были рассмотрены и подготовлены к подписанию 191 приказ и 98 распоряжений Минтранса России. При содействии департамента Министерством юстиции были зарегистрированы 11 приказов Минтранса, в частности, приказ от 25.01.2001 N 14 "Об утверждении Условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации за исключением судна рыбопромыслового флота", приказ от 26.09.2001 N 144 "Об утверждении Правил государственной регистрации судов", приказ от 16.11.2001 N 166 "О допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок".
Отдельно стоит выделить работу по пересмотру всего массива устаревших актов. Издано 32 приказа, которые вносят изменения и дополнения в ранее принятые акты, 49 приказов, которые отменяют, признают не действующими на территории Российской Федерации и утратившими силу ранее принятые акты, из них: 14 приказов - по представлению и по письмам Минюста России, 37 приказов - по инициативе Минтранса России, 2 приказа в связи с письмом Минюста России.
Помимо этого департаментом в соответствии с приказом министерства от 24.04.2001 г. N 67 'О совершенствовании работы с актами, издаваемыми Минтрансом России" проводилась систематическая работа по осуществлению правового анализа и учета актов, издаваемых отраслевыми службами. Работа эта крайне важна и ее, учитывая объем (52 структурных подразделений), нельзя недооценивать. Правовой департамент ежемесячно анализирует нормативные акты и при их несоответствии законодательству Российской Федерации вносит предложения по их пересмотру или отмене. В данной работе приходится проявлять принципиальность и жесткость, но в результате выигрывает дело, и нам не стыдно за качество тех документов, под которыми стоит виза сотрудников департамента.
- Всем известно: "закон суров...", но как в реальной жизни чтится буква закона, знают не многие.Расскажите читателям нашей газеты, что представляет собой деятельность правового департамента Министерства транспорта.
- Объем работы департамента после объединения министерства и образования государственных служб гражданской авиации и дорожного хозяйства значительно увеличился. В работе нашего департамента можно в основном выделить следующие направления:
- правовая экспертиза проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений нашего Правительства;
- правовая экспертиза и подготовка актов министерства и анализ актов, изданных государственными службами;
- представление интересов министерства в судах;
- участие в законопроектной деятельности: подготовка и сопровождение законопроектов в аппарате Правительства и палатах Федерального Собрания РФ.
- Каковы результаты работы вашего департамента в 2001 году по каждому из направлений?
Если говорить о количественных характеристиках работы нашего департамента в данной сфере, то в прошлом году рассмотрено 213 проектов федеральных законов, 24 проекта указов президента, 170 проектов постановлений и распоряжений правительства, 338 иных документов. Эти цифры говорят сами за себя.
Что касается правовой экспертизы проектов документов. то в первую очередь я бы отметил работу нашего департамента совместно с другими структурными подразделениями министерства по разработке и рассмотрению проектов федеральных законов и иных нормативных актов, определяющих общий порядок функционирования транспортного комплекса. Таких, как проекты законов "О транспортно-экспедиционной деятельности", "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", "О морских портах Российской Федерации".
Кроме этого, сотрудники департамента принимали участие в рабочих группах по работе над проектами федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", 'О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте", "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в межведомственных совещаниях по законопроектам "О перевозках опасных грузов", "Об ограничении курения табака" и других.
- Те законодательные акты, которые вы перечислили, в основном регулируют правовое поле внутри России. Работает ли департамент с международными нормативными актами?
- В минувшем году департамент совместно с отраслевыми службами принимал участие в разработке и рассмотрении международных соглашений Российской Федерации и их отдельных положений, касающихся вопросов деятельности транспортного комплекса. В этом ряду можно назвать соглашение "О международном транспортном коридоре "Север-Юг", соглашение Российской Федерации и Республики Греции "О торговом судоходстве" и ряд других документов.
- В настоящее время главное государственно-правовое управление Президента РФ проводит работу по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления. Участвует ли ваш департамент в этой работе?
- Да, безусловно, мы совместно с департаментом регулирования транспортной политики выполняем ту часть работы, которая касается нашего министерства и нашего департамента в частности. Правовым департаментом проведена экспертиза 62 договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одновременно мы провели правовую экспертизу соглашений, заключенных Министерством транспорта и органами государственной власти таких субъектов Российской Федерации, как Ростовская область, Калининградская область, Мурманская область и других.
- Среди основных направлений деятельности правового департамента вы отметили представление интересов Министерства транспорта в судах...
- Совершенно верно. Сотрудники департамента неоднократно участвовали в судебных заседаниях, в том числе и в Верховном суде и Высшем арбитражном суде Российской Федерации.
Что касается категорий дел и состава участников судебных разбирательств, то они весьма разнообразны. Например, в заседании Арбитражного суда города Москвы мы представляли интересы нашего министерства по иску о признании ничтожным контракта на консультационные услуги, заключенного между фирмами Linklaters & Paines, Symonds Travers Morgan Limited и Минтрансом России.
Сотрудники департамента совместно со специалистами отдела правового обеспечения гражданской авиации отстаивали интересы министерства в известном деле по иску авиакомпании "Русь". Нам удалось доказать правомерность действий министерства, и Московским арбитражным судом оба иска авиакомпании "Русь" были оставлены без удовлетворения.
Стоит вспомнить и совместную успешную работу наших специалистов с государственной службой морского флота по делам, связанным с лоцманами, а также участие сотрудников правового департамента в заседании Кассационной коллегии Верховного суда по кассационной жалобе на решение Верховного суда ООО "Ассоциация морских лоцманов России" о признании незаконным постановления Правительства от 17.07.01 N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов". Решение оставлено без изменений, жалоба - без удовлетворения.
Нельзя не отметить, что успехи в этой сфере представляются еще более значимыми, если иметь в виду, что нашими оппонентами подчас являются маститые юристы и известные адвокаты.
- Максим Владимирович, входят ли в компетенцию департамента вопросы разъяснения законодательства и подготовка гражданских правовых документов?
- Разумеется. Это наша ежедневная, иногда невидимая работа. Наши сотрудники неоднократно по обращениям граждан и организаций, а также структурных подразделений министерства готовили материалы по вопросам разъяснения законодательства, регулирующего деятельность транспортного комплекса.
Кроме этого в наши обязанности входит рассмотрение проектов гражданско-правовых договоров, заключаемых министерством.
- Какова работа вашего департамента за год в сфере подготовки законопроектов?
- В соответствии с планом министерства подготовку проектов осуществляют отраслевые службы. Базой для нас являлся план подготовки проектов федеральных законов на 2001 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации. Координация в данной сфере осуществляется статс-секретарем, заместителем министра А.М. Лагутиным.
Нами были подготовлены и представлены в правительство 5 законопроектов, разрабатываемых министерством, кроме включенных в план правительства "О ратификации Соглашения "О международном транспортном коридоре "Север-Юг", "О внесении изменений и дополнений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", "О транспортно-экспедиционной деятельности". В законодательной области еще много предстоит сделать.
Согласно этому плану, а также плану законопроектной работы нашего министерства на 2001 год, правовой департамент принимал участие в подготовке и сопровождении проектов федеральных законов, в том числе закона "О морских портах Российской Федерации".
Департамент участвовал в подготовке трех законопроектов, включенных в план правительства, где Минтранс определен соисполнителем: "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О гидрометеорологической службе, "О внесении дополнений в статьи 10, 12 и 15 Федерального закона "Об оружии" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".
- Максим Владимирович, какие основные задачи стоят перед департаментом в данный момент?
- Главное - это удержать темпы при таких объемах работ и сохранить коллектив департамента. Требует усиления работа департамента в международно-правовой сфере. Необходимо добиваться большей эффективности от законопроектной работы, а также наладить взаимодействие с новым составом Совета Федерации. Кроме того, важно уделять должное внимание организации учета судебных дел и организации правовой работы в подведомственных предприятиях в частности и транспортной отрасли в целом. Этап становления завершается, пора переходить к системной работе и решению новых задач.