Горьковский автозавод (ГАЗ) решил упорядочить сеть своих дилеров в Москве и Санкт-Петербурге - регионах, являющихся крупнейшими рынками сбыта "Волг". К середине марта завод подведет итоги тендера среди московских и питерских дилеров, победителями которого станут не более 10 компаний.
Несколько дней назад ГАЗ официально объявил о тендере на участие в товаропроводящей сети завода в Москве, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Ленобласти. Емкость столичных рынков соответствует примерно половине нынешнего объема производства легковых автомобилей марки ГАЗ. По условиям тендера дилеры должны до 19 февраля предоставить в ООО "РусавтоГАЗ" (торговый дом ГАЗа, через региональные склады которого идет весь сбыт дилерам завода) объемный пакет документов, включая банковские справки о кредитной истории и объемах заимствования в 2001 г. К участникам тендера предъявляются довольно жесткие требования. Каждый из московских дилеров должен выкупать у "РусавтоГАЗа" не менее 500 автомобилей в месяц (для петербургских дилеров - не менее 200 машин). У каждого участника должна быть своя субдилерская сеть, сертифицированная ГАЗом. При этом доля выручки от реализации продукции производства ГАЗа должна составлять минимум 50% общей выручки дилера. Наконец, каждый из кандидатов должен обеспечивать гарантийное обслуживание автомобилей в регионе. Далее претендентов будут оценивать по сложной системе баллов. Победителями станут не более семи компаний в Москве и Подмосковье и не более трех - в Санкт-Петербурге и области.
Итоги тендера планируется обнародовать к середине марта. После этого, как сообщили на ГАЗе, неудачники тендера могут обжаловать его итоги в 10-дневный срок.
В том, что жалобщики найдутся, сомневаться почти не приходится. Анонимный собеседник в одной из небольших дилерских фирм, занимающейся продажами "Газелей", считает, что "по итогам тендера весь сбыт газовской продукции в регионе замкнется на крупных дилеров, которые получат гибкую шкалу скидок, а всем прочим придется сворачивать продажи [продукции ГАЗа]". А представитель одного из крупнейших московских дилеров ГАЗа, концерна "Октябрь", наотрез отказался обсуждать тему тендера даже на условиях анонимности.
Ведущий специалист "РусавтоГАЗа" Михаил Торохов считает опасения дилеров преувеличенными. По его словам, мелкие продавцы смогут остаться на рынке и после марта. Как отмечает Торохов, главная цель ГАЗа - отсеять несертифицированных дилеров. По данным "РусавтоГАЗа", сейчас в Москве осталось восемь генеральных дилеров ГАЗа, выкупающих продукцию завода непосредственно с московского регионального склада, и еще около 30 субдилеров, покупающих машины у этой восьмерки. При этом восемь крупнейших фирм ежемесячно выкупают у ГАЗа по 200 - 600 машин, а не сертифицированные ГАЗом дилеры, которых раньше было не менее 80, неуклонно отмирают. По словам Торохова, тендер не застал дилеров врасплох: они были оповещены о нем примерно за полмесяца до официального объявления условий. Сегодня в московском филиале "РусавтоГАЗа" пройдет совещание, на котором газовские специалисты детально пояснят дилерам условия тендерного отбора.
"Идея тендера совпадает с общей концепцией ГАЗа по установлению более жесткого контроля над дилерами через систему региональных складов", - считает аналитик компании "Тройка Диалог " Андрей Кормилицын. Действительно, тендерный отсев уже был применен ГАЗом к нижегородским дилерам, на долю которых до 2000 г. приходилось до 80% всех продаж "Волг " по России (сейчас - не более 20% ). После нижегородского тендера, прошедшего полгода назад, из 722 фирм было отобрано 16 официальных дилеров "первой руки".
ГАЗ СУДИТСЯ С ДИЛЕРАМИ.
Некоторые нижегородские фирмы, отсеянные из числа дилеров ГАЗа, настроены решительно: они судятся с автозаводом при поддержке Министерства по антимонопольной политике. Еще в ноябре 2001 г. комиссия Нижегородского территориального управления МАПа, рассмотрев восемь заявлений от частных потребителей и дилеров продукции ГАЗа, возбудила дело в отношении ГАЗа и торгового дома "РусавтоГАЗ". Чиновники считают, что ГАЗ в 2001 г. необоснованно резко снизил выпуск "Волг " и установил неоправданно высокие отпускные цены, чем нарушил закон "О конкуренции". Рассмотрение этого дела в МАПе назначено на 15 февраля. ГАЗ предпринял встречный ход: 28 февраля Арбитражный суд Москвы рассмотрит иск автозавода к МАПу. Истец добивается исключения ГАЗа из реестра монополистов, доминирующих на рынке легковых автомобилей.