ВНК продолжает приносить неприятности Михаилу Ходорковскому
В четверг должны быть объявлены итоги аукциона по продаже принадлежащих государству 36,817% акций Восточной нефтяной компании. Однако сроки проведения аукциона могут быть снова перенесены. Вокруг ВНК разрастается очередной скандал, основными действующими лицами которого являются старые «герои». Инициаторами новых «проблем» в «ЮКОСе» считают акционеров Тюменской нефтяной компании, а причиной - борьбу за оставшиеся в отрасли свободные активы.
Конец минувшей недели был ознаменован очередным судебным решением по поводу ВНК. В пятницу арбитражный суд Москвы подтвердил свое решение о признании недействительными действий Российского фонда федерального имущества (РФФИ) по проведению аукциона по продаже 36,8% акций ВНК, итоги которого и должны были быть подведены 14 февраля 2002 г. Это решение, несмотря на упорное молчание самого фонда, предполагает очередной перенос аукциона. Один из участников аукциона, владеющий 54% ВНК, «ЮКОС», открыто обвиняет РФФИ в коррупции и заявляет о готовности отстаивать свои права в судебном порядке.
Поводом для очередного переноса аукциона стал иск ЗАО «Эстерлинк», представляющего интересы ТНК, о нарушении установленной процедуры торгов акциями. Факт нарушения признается всеми участниками аукциона. Но в «ЮКОСе» считают, что аукцион переносится намеренно, с подачи одного из «участников» - ТНК.
По мнению представителя «ЮКОСа», ТНК не имеет серьезных намерений по покупке акций ВНК, но действует так умышленно, для того чтобы «подпортить» репутацию «ЮКОСа». По его словам, ТНК при выручке в $4 млрд имеет долги в размере $2,5 млрд. «У них сейчас начинаются переговоры о пролонгации кредитов, заложено 70% экспорта нефти и получение очередного кредита мало реально», - сказал «Фокусу» представитель НК «ЮКОС».
Кроме того, по его мнению, в ТНК не могут не понимать, что «в ВНК им ничего не светит». Глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский заявил на прошлой неделе, что вся прибыль этой компании при форс-мажорных обстоятельствах может быть направлена на «благотворительность».
«Чистая прибыль дочерних предприятий ВНК за прошлый год может составлять порядка $150 млн», - считает аналитик ИБГ «НИКойл» Геннадий Красовский. Между тем источник «Фокуса» в «ЮКОСе» говорит, что 10-15% этих средств может попасть в ВНК, что будет составлять порядка $15-22 млн. Но это станет возможным лишь в случае принятия акционерами дочерних обществ (основной акционер «ЮКОС») решения о выплате дивидендов. Дивиденды могут быть распределены между акционерами ВНК (54% акций принадлежит «ЮКОСу»). В этом случае обладатель 36,8% акций может получить от $4,5 млн до $7 млн дивидендов. Однако Ходорковский уже пообещал, что вся прибыль ВНК пойдет на «благотворительность». «Сторонним акционерам в ВНК просто нечего ловить. Они лишь интегрально получат около 16% «Томскнефти», «Ачинского НПЗ» и сбытовых компаний. Но реально доступа к производственным и финансовым потокам они получить не смогут», - говорит источник в «ЮКОСе». По его словам, ТНК просто хочет подпортить репутацию «ЮКОСа», используя связи в РФФИ.
После покупки акционерами «ЮКОСа» контрольного пакета ВНК в конце 1997 г. эту компанию постоянно преследуют неприятности. Сначала они были связаны с бывшим менеджментом ВНК и компанией East Petroleum, которым новые собственники «отрезали» доступ к товарным и финансовым потокам. В ответ команда Виктора Калюжного попыталась получить «компенсацию за моральный ущерб» через суды. Когда «ЮКОС» заявил, что «отката» не будет, Евгений Рыбин, который представлял в России East Petroleum (Вена), пытался обвинить акционеров «ЮКОСа» в причастности к преступным группировкам. На предпринимателя было совершено несколько покушений, в которых он обвинил «ЮКОС», но доказать этого он так и не сумел.
Еще одной головной болью для Михаила Ходорковского стал миноритарный акционер входящей в структуру ВНК «Томскнефти» - профессионал международного уровня в области «вымогательства на законных основаниях» Кеннет Дарт. Проблема была также решена акционерами «ЮКОСа». Следующим испытанием стали судебные разбирательства, связанные с акциями Ачинского НПЗ, к которым были причастны Birkenholz S.A. (Виргинские о-ва) и все тот же East Petroleum. Раздел рынка «Новосибирскнефтепродукта» между «ЮКОСом» и «Сибнефтью», в котором обе компании имели равные доли, снова вылился в скандал.
После того как все проблемы, казалось бы, были урегулированы, встал вопрос о продаже оставшихся в госсобственности акций ВНК. Выяснилось, что в период «предыдущих войн» активы ВНК были переведены в оффшорные компании, а сама компания по большому счету является представительством «ЮКОСа» в Томской области. Такая ситуация не устроила федеральные власти. И в начале 2001 г. «ЮКОС» приступил к возвращению активов в лоно ВНК.
Между тем было заявлено о продаже госпакета ВНК на аукционе, итоги которого предполагалось подвести в конце 2001 г. В это время «в фазу активности» вступил адвокат Birkenholz S.A. Александр Добровинский, все еще надеявшийся выиграть «дело Ачинского НПЗ».
Параллельно с этим «ЮКОС» неосторожно начал конфликтовать с Тюменской нефтяной компанией, интересы которой на «Восточном направлении» (экспорт нефти в Китай, месторождения в Восточной Сибири, освоение Якутии) во многих точках пересекаются с планами «ЮКОСа». Последней каплей для серьезной ссоры «конкурентов» стал спор вокруг активов газовой компании «Роспан». В результате для решения проблемы в ход пошли «все средства». «Первый заместитель главы РФФИ г-н Мазепин является бывшим вице-президентом ТНК. Адвокат Birkenholz S.A. г-н Добровинский является консультантом по юридическим вопросам РФФИ. С этим связаны наши проблемы сегодня», - сказал «Фокусу» представитель «ЮКОСа». Однако в «ЮКОСе» пытаются не афишировать и то, что, будучи миноритарным акционером, ТНК способна сделать работу «дочек» ВНК проблемной, ведь «тюменские» юристы сегодня находятся в положении «специалистов» Кеннета Дарта.