За строчку из песенки борются два молочных комбината
Спор о правах на товарный знак «33 коровы» начался два года назад. Прошло уже больше года с тех пор, как спорный товарный знак был аннулирован и, казалось бы, в деле поставлена точка. Однако после некоторой паузы конфликтующие стороны возобновили боевые действия. В конце января, рассмотрев иск компании ЗАО «Тетра Пак», первая инстанция
Арбитражного суда Москвы вынесла решение о восстановлении знака «33 коровы».
Дизайн и концепция многострадальной марки «33 коровы» были разработаны еще в начале 1997 г. рекламным агентством Young & Rubicam по заказу Очаковского молокозавода. В рекламной кампании предполагалось использовать текст и музыку песни Наума Олева и Максима Дунаевского из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания». К моменту оформления договоренностей оказалось, что Дунаевский и Олев успели передоверить свои права некой фирме «Дельта-Формат», с которой в результате и пришлось заключать договора Young & Rubicam, Очаковскому заводу и его технологическому партнеру «Тетра Пак». Договор сроком на пять лет предусматривал возможность использования вышеупомянутыми фирмами «музыки и текста или их фрагментов для коммерческой и некоммерческой рекламы в любой форме».
В этом соглашении отдельно не оговаривалась возможность регистрации товарного знака «33 коровы». И все же права на этот знак были оформлены в патентном ведомстве на имя ЗАО «Тетра Пак» в декабре 1999 г. В ходе судебных разбирательств представители «Тетра Пак» не раз отмечали, что эта компания с 1997 г. немало вложила в развитие марки «33 коровы» - по неофициальным данным, около $1 млн. В свою очередь, данные маркетингового агентства «КОМКОН» свидетельствуют, что к 2000 г. молоко «33 коровы» завоевало порядка 3,8% столичного рынка.
Между тем в начале 2000 г. другой производитель молочной продукции - Останкинский молочный комбинат - заключил собственный договор с Наумом Олевым, по которому комбинат на 25 лет получил все права на стихотворение «33 коровы». Этот договор предусматривал не только право использовать стихотворение, но и возможность регистрировать одноименный товарный знак. Собственно, момент заключения этого договора и является точкой отсчета в истории борьбы за права обладания брэндом «33 коровы». Уже летом 2000 г. останкинцы подали в Апелляционную палату Роспатента заявление об отмене регистрации товарного знака.
Главным аргументом останкинцев стала апелляция к статье 7 закона «О товарных знаках», согласно которой «не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков цитаты произведений искусства или их фрагменты без согласия автора». И действительно: эксперты Роспатента нашли, что зарегистрированный знак «33 коровы» воспроизводит известное на территории России название песни, авторы которой - Наум Олев и Максим Дунаевский. А дальше логика такова: если согласия авторов на регистрацию товарного знака нет, то и сама регистрация должна быть аннулирована.
Именно такое решение и было принято в августе прошлого года Апелляционной палатой Роспатента. Несколько позже это решение подтвердила Высшая патентная палата. Эти решения патентного ведомства привели к ситуации, когда производить молочные продукты, маркированные знаком «33 коровы», смог бы любой желающий: исключительных прав к тому времени ни у кого не осталось.
Год назад к спору все же решил присоединиться и Наум Олев. В Никулинском межмуниципальном суде он стал доказывать, что Очаковский завод нарушает его авторские права. В качестве компенсации поэт рассчитывал получить авторское вознаграждение за то время, пока молоко «33 коровы» находится в продаже - начиная с первого дня его выпуска. Называлась и сумма морального ущерба - около 100 000 руб. По решению народного суда была проведена экспертиза. Согласно экспертному заключению, «сочетание цифры «33» и слова «коровы» общеупотребительно, их соединение в единое словосочетание не является особенным литературно-художественным образом, самобытным наименованием, специфично присущим индивидуальному творчеству какого-то определенного автора». Суд отказал Науму Олеву в удовлетворении иска, поскольку его стихи завод не цитировал ни в рекламе, ни на упаковке молока. Мосгорсуд, куда поэт подал кассационную жалобу, подтвердил решение коллег.
А на днях спор был перенесен в стены Арбитражного суда Москвы, где компания «Тетра Пак» стала доказывать, что, аннулировав товарный знак «33 коровы», чиновники Апелляционной палаты Роспатента ошиблись.
Представитель Очаковского завода Валерий Семин заявил «Фокусу»: «Никто не сомневается в авторских правах Наума Олева на все стихотворение. Это оригинальный продукт авторского права. Но конкретный слоган «33 коровы» - как название продукта - не является оригинальным, равно как «34 быка» или «35 светофоров». В этом процессе участвовали только представители компании «Тетра Пак», Очаковского молочного завода и Роспатента. Ни Наум Олев, ни компания, «свалившая» товарный знак «33 коровы» (Останкинский молочный комбинат), о переносе спора в арбитражный суд не знали.
Первая инстанция московского арбитража, учитывая вступившее в силу решение народного суда, вынесла решение: «Роспатент не представил в заседании доказательства о наличии авторских прав на наименование литературного произведения «33 коровы» и об известности данного литературного произведения в России». И в итоге - решение Апелляционной палаты Роспатента об аннулировании регистрации товарного знака «33 коровы» было признано недействительным. Оно может быть обжаловано в течение месяца. Как сказали «Фокусу» в юридической службе Останкинского комбината, это решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, поэтому Останкино не останется безучастным в данном судебном процессе.
Судебная практика по спорам, предмет которых одновременно попадает в область авторских прав и прав на товарные знаки, не отличается большим количеством примеров. «Это решение любопытно уже тем, что учитывает вступившее в силу решение суда общей юрисдикции, которое указало, что объекта авторского права нет, - считает Денис Воеводин, патентный поверенный юридической компании Salans Hertzfeld & Heilbronn. - Но между тем в нем есть процедурная хитрость: в процессе не участвовал Останкинский комбинат, который явно является заинтересованным лицом, поскольку именно он аннулировал регистрацию товарного знака «33 коровы». Ряд экспертов считает, что еще одной процедурной сложностью может быть то, что оспаривалось решение только Апелляционной палаты: окончательным решением может стать только вердикт Высшей патентной палаты. Все это, считают эксперты, в состоянии затянуть рассмотрение спора в суде, к которому наверняка в ближайшее время присоединятся Останкинский молочный комбинат и, возможно, Наум Олев.