23 января Курганский городской суд принял решение об отмене распоряжения администрации Кургана "О согласовании расстановки парка автобусов и троллейбусов муниципального предприятия городского пассажирского транспорта на 1 квартал 2002 года". Напомним, что, согласно этому документу, 41 автобус (из более чем 250 машин парка МПГПТ) должен был осуществлять перевозки в режиме "без льгот".
Нововведения, оспоренные в суде прокурором Кургана, были связаны с тяжелым финансовым состоянием МПГПТ. Муниципалитет принял решение - прокуратура сочла его незаконным. Но почему-то было оставлено без ответа обращение в прокуратуру коллектива МПГПТ, а суд не счел возможным вступиться за права муниципальных перевозчиков.
А ведь уже всем ясно, что отмена данного распоряжения не означает решения проблемы общественного транспорта. МПГПТ находится на грани банкротства. И связано это в первую очередь с огромной армией льготников, которым государство сначала предоставило право бесплатного проезда в транспорте, а потом напрочь забыло, что это право должно быть подкреплено финансово. Судите сами. До 1991 года за льготный проезд с муниципальными транспортниками более или менее регулярно рассчитывалось Министерство транспорта РФ. В тот момент льготами пользовалось всего десять категорий населения. В девяностых годах ситуация резко изменилась. Рассчитываться за льготный проезд стали нерегулярно и далеко не в полном объеме, а количество категорий "бесплатников" возросло до 64.
Вот и случилась весьма парадоксальная ситуация, когда всюду действуют рыночные отношения и за все надо платить: за бензин, запчасти, электричество и подвижной состав, - а само МПГПТ вынуждено работать по законам так и не наступившего коммунизма. В результате - каждый второй житель города ездит в общественном транспорте бесплатно. За прошлый год МПГПТ получило 101 миллион рублей непокрытых убытков. В этом году только на исполнение двух законов - "Закона о ветеранах" и "Закона о социальной защите инвалидов" - из бюджетов разных уровней муниципальные транспортники должны были получить 213 миллионов рублей, тогда как реально ими было получено 84 миллиона, что составляет лишь 40% от расчетной суммы.
Сегодня отставание по выплате зарплаты работникам МПГПТ составило более двух с половиной месяцев. Профессиональные кадры перетекают в соседние регионы. Если в 1998 году инвентарный парк составлял 340 автобусов, то сейчас он сократился до 252 единиц. Сокращение подвижного состава, естественно, увеличило интенсивность его использования практически в два раза. Сейчас более 65 % парка подлежит списанию. Учитывая нынешнее состояние наших дорог, нетрудно предположить, что уже в ближайшее время на городских маршрутах будет сокращаться количество автобусов и троллейбусов. А это значит, что если в ближайшее время не будут приняты какие-то радикальные меры и ситуация и дальше будет складываться таким образом, то уже в ближайшие годы предприятие прекратит свое существование.
Говорить о том, что руководство МПГПТ не принимает никаких усилий для спасения своего предприятия, было бы несправедливо. Для решения этой проблемы были привлечены специалисты самого высокого класса. Совсем недавно ученые экономического факультета КГУ провели исследование состояния дел на предприятии. Экономисты дали свое заключение с рекомендациями по выводу предприятия их кризиса.
Не стану утомлять читателя и перечислять их все, скажу только о самых существенных: расценки на проездные билеты должны быть немедленно приведены в соответствие с их фактической стоимостью, а оплата проезда должна вестись за живые деньги. Другими словами, если бы каждый житель Кургана, пользующийся услугами муниципального транспорта, покупал билет на каждую поездку, то предприятие стало бы рентабельным. Но этого не происходит. Поэтому проблема МПГПТ, которую в силу обстоятельств муниципалитету не удалось хотя бы частично решить с помощью безльготных рейсов, пока повисла в воздухе. Во всяком случае, последняя такая попытка с треском провалилась. Суд (а судьи, между прочим, также ездят в городском транспорте бесплатно) в очередной раз защитил интересы льготников, хотя вопрос об ущемлении их прав остался спорным. Судите сами, ведь коммерческие перевозки осуществлялись только пятой частью автобусного парка. А 75% городских автобусов и все троллейбусы работали в обычном режиме.
Тут возникает еще один невольный вопрос: если федеральные структуры рассчитываются не полностью, то за чей счет осуществляются перевозки льготников? А ответ прост: платит городской бюджет и остальные пассажиры, покупающие разовые и проездные билеты.
Боюсь быть неправильно понятым некоторыми из читателей, но я ни в коей мере не ратую за то, чтобы взять и отменить все льготы инвалидам, ветеранам войны и труда, чернобыльцам и всем тем, кто нуждается в социальной защите. Но, помимо малообеспеченных и социально уязвимых, льготы сегодня имеют и многие другие граждане: военные, милиция, таможенники, работники силовых ведомств, судов, прокуратур, УИН, судебные приставы... полный перечень "профессиональных льготников" составил бы не одну страницу. Не берусь судить о целесообразности предоставления льгот этим категориям граждан, которые в материальном плане значительно обеспеченнее своих земляков, но если опять же строго следовать букве закона, их бесплатный проезд должен быть финансово обеспечен. Коллектив МПГПТ обращался с просьбой погасить многолетнюю задолженность к областным руководителям тех ведомств, которые пользуются правом бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте. Смысл всех полученных ответов таков: выделение средств на компенсацию льгот не предусмотрено. Обязанность по обеспечению бесплатного проезда на общественном транспорте лежит на министерствах и ведомствах. Но сами эти ведомства решения о льготах не принимали, поэтому и компенсировать ничего не собираются, а принимала это решение Государственная Дума в 1993 году. Поэтому - все вопросы к ней. Как говорится, ни добавить, ни убавить!
Не секрет, что подобные проблемы испытывают сегодня транспортники практически всех российских городов. Поэтому руководство МПГПТ, как и другие российские транспортники, внимательно следит за развертыванием одного судебного дела. Предприятие "Воронежгорэлектротранс" подало иск в Московский арбитражный суд на правительство России о взыскании с него компенсации за перевозку 50 льготных категорий граждан.
А в Кургане за "экспериментом" по выживанию городских автотранспортников наблюдает настороженно население. И абсолютно равнодушно взирают областные власти, что и понятно, так как исполнительная власть обеспечена служебными "тачками". Не торчат на остановках и депутаты областной Думы, хотя тоже установили себе право на бесплатный проезд в городских автобусах и троллейбусах. Но так как оплату этой льготы в областной бюджет не внесли, то предпочитают ездить по служебным делам на индивидуальных "членовозах".
Петр Михайлов
Газета "Аргументы и факты - Челябинск"