На кону стоят три крупнейшие российские ГРЭС
Все чаще в последнее время государственная власть предпринимает конкретные шаги по возвращению государственной собственности, которая оказалась в нечистоплотных руках благодаря несовершенству раннего рыночного законодательства. Взять хотя бы недавний случай с "Сибуром". Главное, чтобы в процессе возвращения уже украденной у него собственности государство не допустило новых потерь. Случай, о котором мы хотим рассказать, типичен: благодаря несовершенству законодательства группа лиц получила в руки ценные бумаги одного из крупнейших государственных энергетических предприятий на сумму более миллиарда рублей, а само предприятие, не получив взамен ни копейки, поставлено перед реальной угрозой банкротства
В далеком 95-м, когда Россия, по словам властей, уже прочно вошла в список стран с рыночной экономикой, большинство предприятий все еще возглавляли "красные" директора. Эти руководители прекрасно работали в советское время, однако подавляющее большинство из них оказались неспособны вести хозяйство в условиях создаваемого рынка. В это же время родились такие понятия, как "финансовые пирамиды", "фальшивые авизо" и "вексельные аферы".
Нехватка живых денег поставила крупные промышленные предприятия в сложные условия. Именно тогда банковский бизнес стал одним из самых модных, и кредитные организации стали появляться как грибы после дождя. Системы же государственного контроля над банками в то время практически не существовало.
Так вышло, что Рязанская ГРЭС в 95-м тоже ощутила сильную нехватку денег. А нужно было закупать топливо, ремонтировать оборудование, выплачивать зарплату работникам и, естественно, налоги. И тут Московский межрегиональный коммерческий банк (ММ КБ) предложил кредит почти в один триллион (старых) рублей под залог векселей с учетом процентной ставки (25% годовых). Не заподозрив подвоха, тогдашнее руководство ГРЭС с условиями согласилось. Ни о какой проверке кредитора на предмет его состоятельности речи тогда не шло: руководители предприятий вообще с трудом представляли себе, что такое вексель, а уж тем более не знали тонкостей его оформления. Согласно кредитному договору ГРЭС передала ММКБ векселя на сумму 1025 миллиардов "старых" рублей. А банк, в свою очередь, открыл ГРЭС счет, то есть начал выполнять обязательства по договору. Но только формально. Дело в том, что ММКБ к тому времени уже был на грани банкротства: на собрании пайщиков ММКБ в связи с его тяжелым положением была избрана чрезвычайная комиссия по управлению банком. Ее состав: Иван Силаев (последний председатель Совмина СССР) и некие господа Шалашов, Анощенко, Федотов, Блюмин, Рубанов, Яцковская (эти фамилии стоит запомнить, потому что некоторые из них пройдут через всю историю с векселями Рязанской ГРЭС). Естественно, в подобных условиях банк просто не мог выполнить обязательств по кредиту, выраженному в астрономической сумме. Да он и не собирался: все изначально было сделано для того, чтобы заполучить векселя. Одно красноречивое свидетельство тому: при передаче векселей на каждом из них следовало поставить надпись: "Валюта в залог" в качестве гарантии того, что банк сможет распорядиться векселями только в случае невозвращения энергетиками кредита, но вопреки элементарной деловой этике банкиры об этом своих клиентов не предупредили.
Чтобы формально имитировать выдачу кредита, ММКБ предлагает энергетикам оплатить с их счета долги за топливо. Оформляется платежное поручение, по которому крупная сумма денег переводится на счет компании "Мострансгаз", в которую идет уведомление о получении средств. В "Мострансгазе" очень этому удивились, поскольку за несколько недель до этого компания закрыла свой счет в ММКБ. Стоит ли говорить, что оформить "задним числом" подобные чисто "внутренние" бумаги для банка было, что называется, раз плюнуть. Налицо подделка платежных документов, а на языке Уголовного кодекса - мошенничество. По той же схеме ММКБ "заплатил" долги ГРЭС перед другими предприятиями. Часть платежей проходила через корсчет ММКБ в "Часпромбанке". Вскоре энергетики почувствовали неладное: деньги на счета получателей, указанных в платежках, шедших через ММКБ, не поступали, и те стали обращаться на ГРЭС за разъяснениями.
Стоит ли говорить, что банк реальных перечислений не осуществлял. Следовательно, о выполнении условий по выдаче кредита со стороны ММКБ говорить не приходится, а его руководители просто-напросто украли триллион рублей в виде векселей у государства (Рязанская ГРЭС - собственность РАО "ЕЭС России", контрольный пакет которой принадлежит государству). Однако к тому времени мошенники втянули в схему кредитования Костромскую и Черепецкую ГРЭС.
Банкротство - лучший способ спрятать концы в воду, а за два дня до своего банкротства ММКБ векселя энергетиков передал в "Часпромбанк", где они тоже долго не задержались. По договору купли-продажи векселя ушли в банк "Фили", в совет директоров которого входили уже знакомые нам по ММКБ Шалашов, Анощенко, Рубанов и Федотов. Затем векселя были поделены между ОАО "Экопроминвест" (председателем совета директоров там трудился Шалашов, а гендиректором Федотов), ОАО "Интермобилиум" (гендиректор Анощенко), АОЗТ "Фарфор-керамика-эко" (предсовдир Рубанов) и неким АООТ "Фонд экология жизни". Напрашивается вывод, что в данном случае векселя провели через длинную цепочку фирм, чтобы последние выглядели добросовестными приобретателями и смогли предъявить их к оплате.
Не потому ли, в конце концов, векселя оказались сосредоточены у двух структур с иностранным капиталом - ОАО "Экопроминвест" и ЗАО "Инвестстрой", а те, в свою очередь, предъявили их к оплате через суд в 1997 году? В суд их вынудил обратиться отказ нового руководства Рязанской ГРЭС выплачивать предъявляемые 2822 миллиона рублей (деноминированных) на основании того, что изначально векселями незаконно завладели руководители ММКБ, банка, не выполнившего, обязательства по выдаче кредита. Именно поэтому в настоящее время разбирательство в арбитражном суде Московской области приостановлено до окончания разбирательства по уголовному делу в отношении бывших руководителей ММКБ по факту мошенничества с выдачей кредитов. С точки зрения житейского здравого смысла казалось бы все ясно: афера шита, что называется, белыми нитками. Но ведь речь вдет о том, чтобы убедительно доказать, что за нынешними владельцами векселей ГРЭС стоят все те же руководители ММКБ, только в этом случае эти структуры не смогут выступить в роли добросовестных приобретателей векселей и предъявить их к оплате. Для этого следователям придется перерыть буквально горы документов, ведь горе-банкиры заметали следы на совесть. Но ведь и на кону стоят ни много ни мало три крупнейшие российские ГРЭС.
Начавшаяся судебная реформа предполагает усиление роли прокуратуры как органа, обеспечивающего законность. В данном конкретном случае у прокуроров есть прекрасный шанс доказать, что они способны восстановить справедливость. В статье 10 Гражданского кодекса написано буквально следующее: "Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в других формах". То есть аккурат про наш случай. Все на первый взгляд строго по закону, а на самом деле - банальное.надувательство с целью незаконного обогащения. Господа прокуроры, теперь ваша очередь оценить ситуацию и не дать мошенникам в очередной раз обокрасть государство.