Братья по несчастью внимательно следили за процессом вокруг доменов coca-cola.ru и sprite.ru
Домен coca-cola.ru может быть зарегистрирован только на имя корпорации Coca-Cola. Такое решение производители прохладительных напитков смогли подтвердить на днях во второй инстанции
Арбитражного суда Москвы. В российской судебной практике и раньше бывали случаи аннулирования регистрации доменных имен, идентичных по написанию известному брэнду. Но именно это решение может послужить началом массовой судебной практики по разрешению споров между владельцами известных брэндов и киберсквоттерами. Объяснение тому - и именитость компании, и достигнутые результаты.
Доменное имя (domain name) давно рассматривается не только как «псевдоним» IP-адреса компьютера, но и как важный нематериальный актив компании. Между тем единого мнения о трактовке понятия «доменное имя» нет, и это положение вещей тормозит формирование единой практики судов по таким спорам. Наиболее распространенными являются споры, когда доменное имя воспроизводит словесный товарный знак или фирменное наименование известной компании. Задача киберсквоттера проста: увидеть и зарегистрировать первым доменное имя, сходное по написанию или идентичное известной торговой марке, чтобы потом попытаться получить энную сумму с того, кто захочет получить это имя для использования в своей работе. До сих пор большинство именитых компаний предпочитали в России договариваться с киберсквоттерами (или же игнорировать их). Примеров положительного разрешения таких споров в судах - единицы. Киноконцерн «Мосфильм» и компания Quelle AG сегодня считаются классическими примерами «судебного везения».
Куда больше «долгоиграющих» историй - например, вокруг домена kodak.ru. Юрий Вацковский, юрист компании Eastman Kodak, заявил «Фокусу»: «Само нарушение наших прав было признано и в отношении товарного знака, и в отношении фирменного наименования, но добиться решения о перерегистрации домена на имя корпорации мы не смогли». Сейчас дело находится в Высшем арбитражном суде, где рассматривается заявление о вынесении протеста. Кстати, между процессами регистрирующая организация - Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) - зафиксировала изменение владельца спорного домена, а это автоматически стало означать: компания Eastman Kodak просто «потеряла» ответчика.
Регистрация доменных имен в зоне «ru» производится исходя из приоритета первого заявителя. Домен или право на администрирование доменов не могут быть предметом купли-продажи, а соглашение о регистрации не предусматривает административной процедуры разрешения споров. В своей работе РосНИИРОС руководствуется разработанным и утвержденным в недрах самой организации документом под названием «Регламент».
Процесс в отношении доменов coca-cola.ru и sprite.ru начался осенью прошлого года. Coca-Cola в иске потребовала аннулировать регистрацию, которая была сделана в РосНИИРОСе еще в 1998 г. питерским ООО «Инсайт». Американцы решили, что ответчиков должно быть двое - «Инсайт» и РосНИИРОС. Но уже при первых слушаниях выяснилось, что регистратор остался единственным ответчиком - все попытки истцов связаться с «Инсайтом» закончились ничем. Оставшись в одиночестве, РосНИИРОС стал настаивать, что он, как регистратор, может выступать только в качестве третьего лица. В суде представитель РосНИИРОСа Елена Герцева заявила: «Неповторяемость - это основной принцип при регистрации доменов, других проверок на регистратора просто не возложено регламентом».
В ходе процесса выяснилось, что к моменту рассмотрения произошли изменения по предмету иска. Истек срок оплаты в отношении домена sprite.ru, а компанию «Инсайт» сменил другой владелец. Практика показывает, что при освобождении доменного имени оно будет делегировано тому, кто сможет подать заявку на этот домен первым. Это произошло и с доменом sprite: он было перерегистрирован на физическое лицо. Можно столкнуться с ситуацией, когда в точно назначенное время - время освобождения имени - подается заявление о регистрации, но оно вдруг оказывается, к примеру, лишь шестым в списке желающих. Поэтому юристы Coca-Cola просили суд принять меры по обеспечению иска и запретить регистрацию доменного имени coca-cola.ru любым лицам, кроме самой компании. И такое решение было принято. Суд признал нарушение фирменного наименования и товарного знака, запретил использование домена «Инсайту», обязал аннулировать существующую регистрацию домена и зарегистрировать coca-cola.ru на имя The Coca-Cola Company.
А 29 января дело о coca-cola.ru стала рассматривать вторая инстанция Арбитражного суда Москвы. РосНИИРОС настаивал на неправомерности предыдущего решения. Его представители вновь попытались убедить суд, что регистратор никак не может быть надлежащим ответчиком по делу. Значительная часть их доводов построена именно на том, что регламент РосНИИРОСа не предусматривает в тех или иных случаях проверку защиты прав владельцев товарного знака. Но, к примеру, на Украине уже сейчас невозможно зарегистрировать домен без предоставления регистрирующему органу свидетельства на товарный знак, который так или иначе может ассоциироваться с доменом. Как сказал Сергей Маринич, партнер юридической компании Salans Hertzfeld & Heilbron, представлявший интересы Coca-Cola в суде, «в РосНИИРОСе ссылаются на регламент как на что-то создающее права и обязанности, но регламент - это всего-навсего собственный акт регистратора, он не был утвержден в законодательном порядке, и поэтому, надо думать, во власти самого РосНИИРОСа этот регламент и изменить». Что же касается схожести до степени смешения спорных имен с фирменным наименованием корпорации и ее товарными знаками, то этот факт был признан настолько очевидным еще в первой инстанции, что в апелляции просто не потребовалось каких-либо еще специальных доказательств. Вторая инстанция полностью подтвердила решение предыдущей. Андрей Гольцблат, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», говорит: «Это решение революционно по своему содержанию: суд впервые уже в первой инстанции вынес определение об обеспечительных мерах, и также впервые РосНИИРОС был признан ответственным лицом за нарушение прав владельцев товарных знаков».
Другие обиженные кибесквоттерами крупные компании пристально следят за ситуацией с coca-cola.ru, но при этом действовать пока не торопятся. Андрей Спиридонов, эксперт по развитию информационных систем компании Mitsubishi Corporation, заметил: «Mitsubishi - это торговая марка, которой пользуются несколько японских компаний (например, Mitsubishi Electric, Mitsubishi Motors и т. д.). У корпорации есть свой домен. Кроме того, насколько известно, сегодня домен Mitsubishi.ru не используется в коммерческих целях. Наша ситуация в целом не так остра, как это было у Kodak. Хотя мы рады, что подобные процессы заканчиваются таким образом. Создается определенная судебная практика. И хотя наш вопрос не столь острый, все равно мы в будущем рассматриваем возможность получить домен в наше правоиспользование». Похожий взгляд у специалистов из Toyota: как заявила Анастасия Кокорева, эксперт по PR московского представительства Toyota Motor Corporation, «доменом Toyota.ru сейчас владеют дилеры, а вот владельцы доменного имени Lexus к корпорации отношения не имеют. Рано или поздно нам понадобится этот домен, тем более что в этом году открывается официальный салон Lexus. И наша компания будет искать способы получить его».