Минимущество и менеджмент "Домодедовских авиалиний", контролирующие по 50% акций этой компании, не могут договориться, кто будет ею управлять. Если противники не найдут общего языка, компании вообще грозит ликвидация.
"Домодедовские авиалинии" (ДАЛ) выполняют регулярные рейсы по России и в страны СНГ, являются основным авиаперевозчиком на Чукотку, Дальний Восток, Камчатку. Парк ДАЛ состоит из 24 самолетов (17 Ил-62, три Ил-96-300 и четыре Ил-76). В 2000 г. авиакомпания заняла 4-е место в России по пассажирообороту на внутренних линиях, выручка составила 2,5 млрд руб. Выручка на 22 октября 2001 г. - 3,4 млрд руб.
В прошлом году среди сотрудников авиакомпании были размещены 50% акций ДАЛ. Но Минимущество несколько месяцев не отдавало эти акции РФФИ и пыталось оспорить результаты их размещения в суде. Когда пакет был передан фонду, министерство пыталось провести внеочередное собрание акционеров, но суд запретил РФФИ распоряжаться его акциями, и собрание не состоялось из-за отсутствия кворума. В ноябре фонд все-таки передал акции сотрудникам, и сейчас бумаги находятся в номинальном держании МДМ-банка.
Как рассказал "Ведомостям" гендиректор ДАЛ Александр Акимов, обе группы акционеров подали заявки на проведение собрания (теперь для кворума достаточно присутствия владельцев 30% акций). Повестки дня идентичны: приведение устава в соответствие с новой редакцией закона об акционерных обществах, выбор гендиректора (контракт Акимова заканчивается в апреле) и переизбрание совета директоров. В списке кандидатов от Минимущества - чиновники этого ведомства, Минтранса и РФФИ. "Альтернативный" список Акимов назвать отказался, сообщив только, что среди кандидатов есть он сам и нет ни одного чиновника. По сведениям "Ведомостей", менеджмент готов передать свои акции предпринимателю, близкому к Роману Абрамовичу.
Противники располагают одинаковым количеством акций, преимущества нет ни у кого. По закону организацией собрания должен заниматься совет директоров. Но, как утверждает Акимов, совет прекратил свои полномочия (и три суда запретили ему проводить собрания) , а новый так и не был избран. "По закону об АО исполнительным органом общества является гендиректор, - говорит Акимов. - В силу того, что сейчас совета директоров нет, всю работу по подготовке собрания обязан провести я, как единственный легитимный орган АО. А если какое-нибудь решение примет старый состав совета, любой суд тут же признает его незаконным".
В Минимуществе с позицией главы ДАЛ не согласны. Руководитель профильного департамента этого ведомства Александр Бородин заявил "Ведомостям", что гендиректор не может брать на себя функции совета директоров и министерство будет оспаривать в суде запрет на работу этого органа. "У этого совета осталась чисто техническая задача - сформировать повестку дня годового собрания, - говорит Бородин. - Если суд не разрешит этого сделать, годовое собрание просто не состоится".
Если же устав ДАЛ не будет приведен в соответствие закону об АО до 30 июня 2002 г. , то, по словам Бородина, общество будет ликвидировано. Он считает, что это не выгодно ни Минимуществу, ни другим его акционерам, поэтому "стороны просто обязаны найти общий язык".
А частные акционеры явно предпочли бы увеличить свою долю в ДАЛ. По словам Акимова, профсоюз авиакомпании обратился в Арбитражный суд Московской области с требованием обязать Минимущество передать еще 24,5% акций в РФФИ - для продажи их на аукционе. Если этот пакет удастся отсудить, у Минимущества останется только 25,5% акций ДАЛ, закрепленных в госсобственности.