По данным на август 1998 года, Борис Березовский и подконтрольная ему компания ЛогоВАЗ владели 37, 5% акций МНВК. Летом 1999 года основатель ТВ-6 Эдуард Сагалаев продал Березовскому свой пакет акций телекомпании (37, 5%), в результате чего последний стал основным владельцем шестого канала, сконцентрировав в своих руках 75% его акций. Остальные активы МНВК принадлежат пенсионному фонду "ЛУКойл-Гарант" (15% акций) и Московскому комитету по науке и технологиям (10% акций).
Конфликт начал разгораться после того, как в середине мая 2001 года собрание акционеров ТВ-6 утвердило на руководящих должностях компании покинувших НТВ Евгения Киселева со товарищи: 31 мая Московский арбитражный суд рассмотрел первый иск фонда "ЛУКойл-Гарант" о ликвидации телекомпании ТВ-6, задолжавшей кредиторам 11 млн долларов.
Усилия миноритарного акционера канала ТВ-6 увенчались успехом 27 сентября. В этот день Московский арбитражный суд принял решение о ликвидации ЗАО "Московская независимая вещательная корпорация "ТВ-6 Москва"". Истец мотивировал свое требование тем, что стоимость чистых активов корпорации оказалась существенно меньше, нежели размер уставного капитала акционерного общества. Согласно закону об АО в такой ситуации компанию следует ликвидировать, В старой редакции закона, действовавшей до 1 января 2002 года, с инициативой ликвидации АО могли помимо властей выступить и кредиторы, и акционеры компании. Поэтому с правовой точки зрения все было сделано корректно. И теперь, даже если бы канал погасил все долги и улучшил свой баланс, ликвидации все равно было не избежать.
Вскоре после сентябрьского заседания суда Борис Березовский публично предложил президенту компании "ЛУКойл" Вагиту Алекперову выкупить 15% акций, принадлежащих "ЛУКойл-Гаранту", за 10 млн долларов. Откуда взялась эта сумма? Минимальная оценка бизнеса ТВ-6, которую нам удалось услышать от специалистов, оказалась в районе 150 млн долларов. Эта цифра, кстати, вполне соответствует самому элементарному российскому методу оценки бизнеса как трехлетней выручки (в случае с ТВ-6 это 58 х 3 =174 млн долларов). Сам Березовский еще до конфликта как-то высказался в кулуарах, что лично он оценивает ТВ-6 не менее чем в 230 млн долларов. Как ни считай, 15% акций ТВ-6 стоят в два-три раза больше, чем предложенные Борисом Абрамовичем 10 млн. И потому широко разрекламированная инициатива Березовского была единодушно воспринята как чисто политический ход, не имеющий никакой экономической подоплеки.
Сделка не состоялась. Глава "ЛУКойла" выдвинул контрпредложение: купить у Березовского принадлежащие ему акции канала, а затем обменять их на нефтяные акции компании "Сибнефть". Это не устроило Березовского. Далее события развивались уже предсказуемо.
11 января 2002 года, после нескольких попыток телекомпании опротестовать судебное решение, Верховный арбитражный суд выносит окончательно решение о ликвидации ЗАО "МНВК "ТВ-6 Москва"". Но коллективу ТВ-6 очень хочется остаться на шестом канале.
Поэтому 14 января в Минпечати поступает письмо за подписью исполнительного директора МНВК Павла Корчагина, в котором сообщается об отказе телекомпании от лицензии на вещание и о решении 50 ведущих журналистов и менеджеров ТВ-6 создать новую компанию - ООО "ТВ-6" (Евгений Киселев, Павел Корчагин и Григорий Кричевский получили по 10% его акций). Новое ООО, дистанцировавшееся от Березовского, рассчитывает получить лицензию на "шестую кнопку" вместо ликвидированной МНВК.
Одновременно с известием о планах создания 000 "ТВ-6" появляется информация о существовании его "двойника" - ЗАО "ТВ-6", зарегистрированного в Московской регистрационной палате 24 декабря 2001 года. Его учредители - Евгений Киселев (50%) и Павел Корчагин (50%).
Узнав об "отказной" инициативе топ-менеджеров МНВК, Борис Березовский указывает руководству телеканала, что добровольный досрочный отказ от лицензии без согласия акционеров - это нарушение закона. Из сообщений прессы следует, что Березовский намерен подать в суд на Павла Корчагина, а вскоре руководство телеканала отыгрывает назад.
21 января в Минпечати поступает второе письмо от МНВК с просьбой считать недействительным добровольный отказ МНВК "ТВ-6 Москва" от лицензии на вещание. Гендиректор ТВ-6 Евгений Киселев, подписавший второе письмо, мотивировал этот шаг тем, что отказ от вещания находится в исключительной компетенции совета директоров, а руководители компании не уполномочены принимать подобные решения. Возможно, возымели действие угрозы олигарха. Возможно также, что некая третья сторона не выполнила свою часть негласного договора с руководителями ТВ-6 после того, как телекомпания, следуя этому договору, отказалась от лицензии.
Министр печати Михаил Лесин успел прокомментировать СМИ второе письмо как "хаотичные действия руководства телекомпании ТВ-6", в Минпечати и в офис МНВК явились судебные приставы с постановлением по обеспечению исполнения решения Арбитражного суда Москвы, согласно которому ТВ-6, в частности, запрещается заключать сделки, которые могут привести к увеличению кредиторской задолженности, и распоряжаться имуществом МНВК, а Минпечати предписано приостановить действие лицензии на вещание МНВК. Лесин публично выразил удивление "неожиданным приходом приставов", посетовал, что обязан подчиняться требованиям закона, и в итоге в полночь с 21-гона 22 января, спустя семь часов после получения постановления, Минпечати отозвало у ТВ-6 лицензию и прекратило вещание компании.
Конкурс на право вещания на шестом канале назначен на 27 марта. Теоретически коллектив упраздненной телекомпании может вернуться на "шестую кнопку", одержав в нем победу. Однако на первом месте сейчас стоит вопрос не о том, кто будет вещать вместо ТВ-6, а о том, кто станет новым стратегическим инвестором федерального телеканала.
***
График
Распределение в 2001 году рекламных доходов между ведущими телеканалами (%)
Источник: компания RPRG